Федосеев в своем репертуаре

Александр МАТУСЕВИЧ

07.09.2017

Нынешний год — юбилейный для патриарха российской дирижерской школы, народного артиста СССР, всемирно известного маэстро Владимира Федосеева. 5 августа ему исполнилось 85, а ровно месяц спустя он бодро взбежал на сцену Большого зала Московской консерватории, отметив дату, вызывающую уважение, трехчасовым оперным гала-концертом.

Призвание Федосеева было очевидно с самого начала, а вот вхождение в профессиональную элиту оказалось не таким гладким. Долгое время его не принимали в «клуб избранных» — что это за дирижер, из оркестра народных инструментов? Снобизм коллег и околомузыкальной тусовки тем не менее не сбил Владимира Ивановича с избранного пути. И вот уже несколько десятилетий он руководит одним из ведущих коллективов страны — Большим симфоническим оркестром имени Чайковского, пользуется заслуженным уважением за рубежом, где выступает на прославленных площадках с самыми именитыми коллективами.

Однако отголоски той стародавней недоброжелательности даром не прошли. Например, на родине первую оперную постановку — «Турандот» в «Геликоне» — Федосеев получил лишь в год своего 85-летия. И это при том, что за границей он работал на престижных сценах, да и на родине не единожды исполнял оперный репертуар в концертном варианте, записывал пластинки и компакт-диски, а в его вокальных составах пели Ирина Архипова, Александр Ведерников, Дмитрий Хворостовский. 

Опера занимает много дум Владимира Ивановича, особенно в последние годы, хотя основное внимание по-прежнему уделяется симфоническому дирижированию. Очевидно, Федосееву есть что сказать в многотрудном синтетическом жанре, и, несмотря на лета, остается желание, энтузиазм заниматься не только чистой музыкой, но и театральной. Вот и свой юбилейный гала дирижер сделал оперным, пригласив квартет молодых звезд и подарив вместе с ними московской публике воистину роскошную программу.

Как ни удивительно, но любимый композитор Федосеева, чье имя носит его оркестр, а музыка является краеугольным камнем русской оперной литературы, в торжественный вечер не прозвучал. Русское отделение было отдано Римскому-Корсакову, Глинке и Бородину. Выбранные наименования не случайны, каждое значит для юбиляра немало. С «Похвалой пустыне» из «Китежа» Федосеев дебютировал двадцать лет назад в австрийском Брегенце, на знаменитом фестивале. Каватина Снегурочки — напоминание о замечательной записи, сделанной на «Мелодии» сорок лет назад. Арии и дуэт из «Царской невесты» прозвучали под его руководством в Московской филармонии в 2007-м, дав столичным меломанам возможность услышать в партии Любаши великолепную Ольгу Бородину. А каватина Людмилы и «Половецкие пляски» — хиты, без которых сложно представить оперный праздник.

Сочетание популярного и незаигранного было характерно и для западного отделения вечера: нечастые у нас французские оперы «Искатели жемчуга» Бизе, «Лакме» Делиба, забытая «Фаворитка» Доницетти, арии и дуэты из «Нормы», «Сельской чести», «Любовного напитка», «Севильского цирюльника» и «Вертера». Верди был представлен лишь торжественным хором из «Аиды» и квартетом из «Риголетто». 

Четверка приглашенных вокалистов радовала публику и сольно, и многочисленными дуэтами в самых разных сочетаниях. Звезда мировой сцены Альбина Шагимуратова, давно выпорхнувшая из российских пенат и делающая солидную карьеру на Западе, заявила себя певицей универсальной. От партий для легкого сопрано (Снегурочка, Лакме и Адина), через драматические колоратурные роли (Людмила и Норма) к почти меццовой Розине из «Севильского». Primadonna assoluta должна уметь все: с равной убедительностью блистать в заковыристых фиоритурах, выдавать патетические ламентации и озорничать в комических перепалках.

Московские певцы Агунда Кулаева, Алексей Татаринцев и Василий Ладюк не уступали Шагимуратовой в мастерстве и смелых претензиях на самые сложные страницы оперной литературы. Ладюк даже рискнул посягнуть на несвойственную для него территорию драматического баритона, исполнив арию Грязного в «Царской невесте». К сожалению, европейский репертуар получился у четверки гораздо убедительнее русского, а наиболее удачными номерами вечера оказались дуэты из опер Доницетти, Россини, Делиба и Бизе.


Фото на анонсе: Елена Королева-Волочкова