Как же тебе повезло, моей «Невесте»

Александр МАТУСЕВИЧ

04.09.2017

Театр «Геликон-опера» открыл новый сезон весьма необычно. В Принарском парке древнего подмосковного Серпухова на фоне башен Высоцкого монастыря был разыгран шедевр Римского-Корсакова «Царская невеста».

Один из старейших в репертуаре театра, безусловная жемчужина, этот спектакль за двадцать лет объездил весь мир, снискав зрительский успех в Китае и Франции, Прибалтике и на Ближнем Востоке. Именно его «Геликон» первым «вынес на улицу» — в 2014 и 2015 годах в формате open air постановка была представлена в «Коломенском», на площади возле знаменитой церкви Вознесения Господня. Опыт оказался удачным, и с прошлого года «Геликон» стал партнером областного правительства и главной творческой единицей проекта «Русская опера у стен монастыря».

Смотр — часть губернаторской программы «Наше Подмосковье», проводится по благословению митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия. Фестиваль призван подчеркнуть особую роль церкви в деле просветительства, сделать высокое искусство оперы доступным для широкой публики, возродить интерес к шедеврам русских композиторов. Важно, что поклонники оперы получают приглашения бесплатно. «С каждым разом на спектакли приходят все больше зрителей, информация распространяется мгновенно, и желающих оказывается чуть ли не больше, чем места на площади», — говорит советник губернатора Московской области по культуре Нармин Ширалиева.

Подмосковье богато архитектурными красотами — свидетелями непростой средневековой истории. Кремлевские и монастырские стены, храмы и звонницы — лучшие «декорации» для русских исторических опер, которых немало в нашем классическом наследии. Произведения Глинки, Римского-Корсакова, Мусоргского, Бородина словно созданы для этих мест. Трудности возникают в основном с акустикой и погодой. С микрофонной подзвучкой уже научились справляться — спектакль в Серпухове прошел без потерь: не фонило, звук не пропадал, баланс внутри оркестровых групп, а также между инструментальным коллективом, хором и солистами был найден, а дикция певцов оказалась на высоте. Повезло и с погодой: беспрестанно лившие дожди утихли как раз ко дню спектакля, а прохлада позднеавгустовского вечера не смогла повлиять ни на артистов, ни на публику.

Спектакль Дмитрия Бертмана, пусть и слегка адаптирован для необычных условий, органично вписался в фестивальный формат. Лаконичное действо, в котором исторические костюмы сочетаются с современной подачей материала, предстало яркой музыкально-драматической фреской. Решенное в черных тонах действо прекрасно гармонировало с ночной темнотой и тревожной партитурой классика. Чтобы разбавить атмосферу, постановщик дважды обращается к иной цветовой гамме — белой и красной. Любаша в белой исподней рубахе пытается образумить неверного любовника Грязного, но тщетно, и оскорбленная, запускает страшный механизм трагедии. В кроваво-красный, символизирующий страсть и преступление, будет в финале облачена невинная жертва Марфа.

Артисты «Геликона» проживают историю на одном дыхании — чувствуется, что спектакль давно вошел в их жизнь, но в то же время не утратил свежести и действенности высказывания. Страстную красавицу Любашу сыграла Александра Ковалевич, на другом полюсе драмы — вокально безупречная Марфа Анны Гречишкиной. Эгоизм и своеволие Грязного удались Петру Морозову, утонченное коварство Бомелия передал Дмитрий Хромов, а степенное благородство Собакина — Александр Киселев. Невозможно не отметить маэстро Евгения Бражника, в непростых условиях уличного спектакля цепко держащего его упругий ритм и эмоциональный накал, бережно и чутко ведущего солистов. Оркестр «Геликона» откликался на жест дирижера без всяких скидок на бодрящий температурный режим.