На образцовый манер

Александр МАТУСЕВИЧ

20.04.2017

В Большом зале Московской консерватории представили концертное исполнение оперы Гаэтано Доницетти «Дочь полка». Вечер был организован Фондом Елены Образцовой, ныне возглавляемым Натальей Игнатенко, и посвящен памяти оперной дивы.

В честь великой русской певицы проведено уже немало ярких гала-концертов — на этот раз решили дать оперу целиком. Почему именно эту? Выбор символичный: в июне 2006 года Елена Васильевна дебютировала в роли Маркизы де Беркенфилд. Спектакль в постановке болонского театра «Коммунале»  показали на гастролях в Токио. Маркиза стала последней новой работой певицы на сцене. 

К сожалению, Россия так и не увидела доницеттиевских ролей Образцовой — ни упомянутой поздней Маркизы, ни спетых в расцвете дарования Леоноры в «Фаворитке» или Джейн Сеймур в «Анне Болейн». Все это исполнялось на Западе и доходило до нас лишь в виде восторженных отзывов прессы, а много позже — на аудио- и видеоносителях. В родном для певицы Большом театре ХХ век промелькнул вообще без Доницетти — за целое столетие ни одна его опера так и не удостоилась показа.

«Дочь полка» — произведение, московской публике фактически неизвестное. Его фабула незатейлива: потерянная двадцать лет назад внебрачная дочка Маркизы выросла в тирольских горах среди бравых вояк. Характер у девушки боевой, и возлюбленного она себе выбирает из простых парней. Обретение высокородной мамаши ее мало радует: надо соблюдать этикет и связать свою судьбу с чванливым герцогом. Смекалка помогает юной Мари избавиться от нежеланного союза, вернуться к веселой жизни полковой маркитантки и к Тонио — другу сердечному.

На этот раз «Дочь полка» прозвучала в аутентичной первой редакции — по-французски (Доницетти написал ее для парижской «Опера-комик», но есть и более поздний авторский итальянский вариант), правда, без русских титров. Для малознакомой вещи это нюанс существенный, тем более для пьесы, где очень много юмора и игровых моментов, которые в результате совершенно ускользали от слушателей: лишь по порхающим мелодиям и веселому оркестровому сопровождению зрители могли угадывать общее настроение. Приоритет был отдан музыке — многочисленные разговорные диалоги, характерные для французской комической оперы, практически полностью купированы, что, с одной стороны, оптимизировало хронометраж, с другой — еще более запутало не слишком понятный сюжет.

Представление отмечено целым рядом дебютов. Впервые в БЗК пел знаменитый буффонный бас-баритон Бруно Пратико — партнер Образцовой по токийским выступлениям: он предстал сержантом Сюльписом, нежно опекающим титульную героиню. Впервые этой оперой дирижировал молодой маэстро Денис Власенко, весьма поднаторевший в репертуаре бельканто, в том числе на россиниевском фестивале в Пезаро. Он вполне умело совладал со сложными ансамблями солистов и управился с вверенными коллективами — «Мастерами хорового пения» Льва Конторовича и оркестром «Музика вива» Александра Рудина. 

В разговорной роли Герцогини Кракенторп впервые на оперные подмостки вышла известная драматическая актриса Ирина Мирошниченко. Эту роль в мире часто доверяют великим, но уже не поющим звездам вокала  — особенно яркими оказались выступления болгарки Любы Велич, испанки Монтсеррат Кабалье, новозеландки Кири Те Канава. Но иногда приглашают и выдающихся артистов драмы: Мирошниченко не только мастерски обыграла свои два эпизода, но и промелодекламировала под рояль знаменитую Песенку Графини Гретри — Чайковского. Получилась символическая связь с ролью всей жизни незабвенной Образцовой.

Две голосоломные партии — Мари и Тонио — блистательно исполнили сопрано Ольга Пудова и тенор Дмитрий Корчак. Первая сумела придать своему легкому голосу необходимый объем, теплоту, а где надо — резкость и решительность, при этом безупречно справляясь с цирковой колоратурной эквилибристикой. Второй бисировал хит всей партитуры — арию с девятью верхними «до», причем при повторе она получилась даже лучше.


Фото на анонсе: Mikhail Bratsilo/tushinetc.livejournal.com