Триумф «Травиаты»

Игорь КОРЯБИН, Пенза

16.05.2013

Премьерой «Травиаты» Верди в Пензе открылась собственная оперно-театральная сцена.

Еще совсем недавно оперного театра как постоянно действующего института в Пензе просто не было. Но когда-то давно ее знаменитый уроженец — музыкант и педагог Федор Вазерский — творил здесь именно на оперной ниве. Коллектив, возникший по его инициативе в 1941 году и затем обретший статус Театра оперы и балета, просуществовал лишь до 1948-го. Вместе с тем давно уже нет и созданной Вазерским в 1958-м оперной студии.

Любопытно, что в том же году в Пензе состоялся и первый филармонический концерт. Но только сейчас Пензенская областная филармония во главе с ее нынешним директором Алексеем Львовым-Беловым взялась за осуществление крупномасштабного оперно-театрального проекта. Постановка «Травиаты» состоялась при поддержке правительства Пензенской области и лично губернатора Василия Бочкарева, а также областного Управления культуры и архива.
В нынешней премьере удачно соединились приношения сразу трем юбилеям: 350-летию Пензы, 200-летию со дня рождения Верди и 55-летию Пензенской областной филармонии. Областной драмтеатр имени Луначарского не только предоставил для спектакля свою сцену, но и оказал необходимые постановочные услуги.

Благодаря Губернаторской симфонической капелле, пензенская филармония изначально располагала оркестром, хором и певцами на небольшие партии. Дирижером-постановщиком спектакля стал художественный руководитель и главный дирижер капеллы Владимир Каширский. Еще один коллектив — Ансамбль песни и танца «Казачья застава» под руководством Андрея Сугоняка — решил вопрос с танцевальным мимансом. Недостающие творческие силы во главе с Ольгой Ивановой, известным режиссером-постановщиком Камерного музыкального театра имени Покровского, были подтянуты из Москвы. Антон Тарасов выступил сценографом и художником по костюмам, Людмила Байкова — балетмейстером. В главных партиях публика услышала на премьере солистов московских музыкальных театров: Виолетта — Татьяна Печникова («Новая опера»); Альфред — Нурлан Бекмухамбетов («Новая опера»); Жермон — Андрей Григорьев (Большой театр).

Всем пензенским первопроходцам — хору и солистам-компримарио — приходилось с нуля осваивать навыки сценического движения. Однако Ольга Иванова доказала, что даже перед такой объективно сложной ситуацией пасовать ей несвойственно. Словно скульптор, из статичного хорового ансамбля вылепила она динамичные, наполненные содержательной графичностью мизансцены. Скоротечный маскарад человеческой жизни, олицетворяющий судьбу главной героини, пронзительно точно вписывается в сценографическое пространство. На сцене удалось вопроизвести абстрактно-театральную, но при этом поразительно тонко ощущаемую атмосферу Парижа.