Министры поговорили о правах и самобытности

Михаил ТЮРЕНКОВ

18.04.2013

15-16 апреля в Москве, в Большом театре, состоялась X Конференция министров культуры стран — членов Совета Европы. Форум, созванный впервые за последние семь лет, призван объединить усилия европейских государств по межкультурному сотрудничеству.

На заключительной пресс-конференции в атриуме Большого театра министр культуры РФ Владимир Мединский, заместитель генерального секретаря Совета Европы Габриэлла Баттайни-Драгони и председатель ПАСЕ Жан-Клод Миньон рассказали об итогах мероприятия, а также ответили на вопросы журналистов.

Российский министр отдельно остановился на важности для развития культуры современных информационных технологий. Так, по его словам, сегодня «с помощью цифровых технологий, интернета каждый житель планеты может совершить виртуальную экскурсию по Большому театру, по Лувру и увидеть множество других культурных сокровищниц мира». Кроме того, министр подчеркнул необходимость координации усилий стран — членов Совета Европы в области единых цифровых проектов. Это предложение вошло в итоговый документ конференции — ее «финальное заявление».

Отвечая журналистам, Мединский в очередной раз остановился на, казалось бы, давно закрытом вопросе, касающемся судьбы так называемой «Библиотеки Шнеерсона», которую американские иудеи-хасиды упорно требуют передать им в собственность. «Библиотека Шнеерсона — собственность России. Требования отдать ее сродни тому, что мы сейчас попросим библиотеку Французского парламента, потому что просто очень любим Францию», — продемонстрировал последовательность российской позиции министр. При этом добавив, что данное книжное собрание уже в течение нынешнего года может поступить в фонды Еврейской библиотеки Москвы, которая станет филиалом РГБ.

Габриэлла Баттайни-Драгони особенно акцентировала вопросы доступности культурных памятников и объектов в условиях социально-экономических трудностей, переживаемых сегодня многими странами. А Жан-Клод Миньон долго рассуждал о том, что «первой и главной миссией Совета Европы являются права человека», и что «культура также является правом человека». Подобная «правозащитная мантра» была включена и в итоговый документ конференции, где уже в первых абзацах прописана цель «подтвердить <...> приверженность фундаментальным ценностям прав человека, демократии и верховенства закона как основным принципам Совета Европы».

Последнее вызвало вопрос газеты «Культура»: «Не отрицая важности правозащитной проблематики, хотелось бы уточнить, имела ли место в ходе конференции или же на подготовительном этапе дискуссия о фундаментальных ценностях, и существует ли по этому вопросу особая позиция России? Подобно тому, как несколько лет назад дискутировалась необходимость включения в преамбулу Евроконституции упоминания о христианских основах европейской цивилизации».

В некоторой степени уйдя от прямого ответа, заместитель генерального секретаря Совета Европы отметила: «Тот факт, что два десятилетия назад Россия подписала и ратифицировала Европейскую культурную конвенцию, свидетельствует о том, что она вместе с 47 другими странами — членами Совета Европы разделяет общие ценности». При этом госпожа Баттайни-Драгони подчеркнула, что, помимо прав человека и демократии, очень важным является и «необходимость соблюдения культурных прав, сохранения культурного многообразия, а также самобытности народов Европы».