Припевать лучше хором

Елена ФЕДОРЕНКО

14.02.2013

Известная строчка из детской песенки для музыкантов-профессионалов звучит в последнее время как девиз. Гордиться опытом предков важно, развивать опыт на практике — стократ важнее.

На профессиональном сходе в Московской консерватории вопрос поставили ребром: назрело время воссоздать Всероссийское хоровое общество (ВХО). Мы встретились с заслуженным деятелем искусств России, кандидатом искусствоведения, профессором, директором Государственного Российского Дома народного творчества Тамарой ПУРТОВОЙ.

Пуртова: Идея создания Русского музыкального общества родилась в 1859 году в кружке любителей искусств при активном участии Антона Рубинштейна. Проект устава утвердил государь император Александр II. После революции в деятельности Русского музыкального общества наступила пауза в целых четыре десятилетия. В 1957 году общество возродили как Всероссийское хоровое, и в таком виде оно просуществовало вплоть до 1987-го.

культура: Зачем вновь создавать хоровое общество, если эту страницу музыкальной истории уже перевернули?

Пуртова: Простите за высокие слова, но традиционная хоровая культура — мощная сила сближения людей, она без пафоса, исподволь формирует гуманистические и толерантные качества личности, даже больше — национальное самосознание и патриотизм. Настоящая и здоровая массовость лучше всего проявляется в форме любительских досуговых занятий.

культура: Этим и занимается ваш Дом?

Пуртова: Уже почти сто лет. Дом народного творчества создан на заре прошлого века. Художник и просветитель Василий Поленов сумел убедить богатейшего промышленника Савву Мамонтова вложить деньги в постройку учреждения для любителей. Русский народный хор имени Митрофана Пятницкого тоже рождался как крестьянский хор. Любительское музицирование всегда развивалось параллельно с профессиональной культурой, и репертуар был общий. Правда, духовная музыка — огромный пласт хоровой культуры, долгие десятилетия оставалась под запретом. К счастью, теперь она звучит, в том числе на фестивалях, которые наш Дом проводит под эгидой Министерства культуры России.

культура: Помню интерес слушателей к концерту Всероссийского конкурса «Поющая Россия», что проходил в Петербургской филармонии имени Шостаковича…

Пуртова: За 22 года существования «Поющая Россия» собрала более 10 тысяч певцов и около миллиона слушателей. А есть еще «Поет село родное», «Поющее детство». Для сохранения уникального мужского хорового пения проводим конкурс «Поющее мужское братство». Перечислять все не буду, скажу только, что все это — больше чем фестивали или конкурсы. По большому счету это широкое певческое движение: каждому всероссийскому мероприятию предшествуют многочисленные фестивали-конкурсы местного значения практически во всех субъектах России. С 2007 года вручается Премия правительства Российской Федерации «Душа России», лауреатами стали 23 руководителя народных хоров и фольклорных ансамблей.

Говорить о кризисе и потере традиций, к счастью, не приходится. После труднейших 90-х и более благополучных нулевых с помощью правительства и Минкультуры нам удалось удержать систему любительских хоров. Идея воссоздания ВХО — инициатива замечательная, но я считаю, что знакомство с основами хорового пения, традиционной культуры должно, прежде всего, стать обязательным предметом в школе.

культура: Но Министерство образования и науки этому упорно сопротивляется. Странно получается: мы говорим о массовом пении, а в школах уничтожают уроки музыки.

Пуртова: Боюсь, мы не делаем выводов из печальных уроков нашей истории. Взять, к примеру, урок под названием «Фольклор». В послевоенные годы фольклор объявили ненужной «архаикой». В 1946 году на открытом партийном собрании в Комитете по делам культурно-просветительных учреждений при Совете Министров РСФСР прозвучало: любительские хоры «не в меру увлекаются старыми обрядовыми, часто архаичными песнями».

культура: И когда наступил перелом?

Пуртова: Относительная демократизация в 1960-е годы привела к так называемой «новой фольклорной волне». Реформатором стал Дмитрий Покровский, начинавший свою деятельность в должности методиста в Российском Доме народного творчества. Созданный им ансамбль народной музыки возродил интерес к фольклору среди молодежи.

культура: Вернулся фольклор, возможно, и пение вернется в школьные классы. У ВХО хватит энергии повлиять на это?

Пуртова: Народ ведь не запоет, отвечая на пропагандистские призывы, он поет по зову сердца. ВХО как общественная организация, объединяющая и профессионалов, и любителей, сможет помогать развитию хорового искусства, поддерживать уникальную традицию русской интеллигенции в музыкальном просвещении, решать проблему репертуара. Не секрет, что композиторы все реже создают хоровые произведения, хормейстеры сами делают аранжировки, часто коллективы исполняют только авторские произведения собственных руководителей. Общество, конечно, создается не для того, чтобы рассылать директивы или собирать взносы. Оно необходимо для реальной поддержки.

культура: Нет ли угрозы, что под руководством ВХО страна запоет в едином стиле? Или русскую народную песню приправят роком?

Пуртова: На перекрестке традиций и современных музыкальных направлений нередко появляется интересное новое. Да и корневые песенные традиции многообразны. А чтобы все ансамбли и хоры не были на одно лицо, нужны грамотные педагоги и талантливые руководители. И это тоже одна из задач ВХО.

15 февраля вновь пройдет совещание, и, быть может, долгожданное решение о возрождении Всероссийского хорового общества будет принято. Тогда мы узнаем, кто встанет во главе попечительского совета — эту должность упорно прочат вице-премьеру Ольге Голодец.