Лескова выгоняют из школы

Дарья ЕФРЕМОВА Наталья БУРОВА

26.01.2013

С этого года в ряде столичных школ будет проходить апробацию новая программа по литературе, исключившая из обязательного списка изучение Куприна, Лескова и Астафьева. «Свежий» образовательный стандарт вступает в силу в 2020 году. Еще не позабывшие русскую классику словесники изумляются такому подходу.

Затворник и Шестипалый на смену Левше, «Казус Кукоцкого» вместо «Гранатового браслета» и «Поединка». По новым стандартам через семь лет будут исключены произведения Александра Куприна, Николая Лескова, Виктора Астафьева, Николая Рубцова и Александра Вампилова. Зато список пополнился Виктором Пелевиным, Анатолием Гладилиным, Людмилой Улицкой, Владимиром Маканиным, Василием Аксеновым, Асаром Эппелем, Анатолием Рыбаковым и Юрием Рытхэу. Кроме того, вместо пяти уроков литературы в расписании останется только два, а количество «обязательных писателей» увеличится с сорока до пятидесяти.

Больше всего, конечно, впечатляет опала Куприна и Лескова.

В профессиональном сообществе даже говорят, что нововведения объясняются желанием быть современными и «продвинутыми» в ущерб базовым знаниям.

«Лесков и Куприн — колоссальные потери, особенно на фоне введения Пелевина, — считает кандидат филологических наук, заведующий редакцией в издательстве «Русское слово», учитель литературы Алексей Федоров. — Поговорить о современных авторах, получить представление о постмодернизме в школе, безусловно, нужно. Но изучать «Generation П» на уровне «Евгения Онегина» недопустимо».

«Без знакомства с творчеством Лескова будет утрачено и размыто даже само ощущение глубины и возможностей русской речи, — соглашается заведующая лабораторией Федерального института развития образования Минобрнауки Марина Новицкая. — Это особенно грустно, учитывая ту бедность языка, которым сегодня говорит молодежь. Убрать Вампилова, Рубцова и Астафьева — значит, вычеркнуть целую литературную эпоху. Что же касается современных писателей, пусть даже самых талантливых и отмеченных многочисленными премиями, то я не стала бы торопиться их вводить».

Сторонники новой программы советуют не драматизировать ситуацию, поясняя что стандарт — не догма, а «живой, развивающийся документ, и в нем возможны изменения». Кроме того, как сказано в методическом пособии Российской академии образования, рекомендованы всего лишь «направления для составления учебных программ». Таким образом, заданы лишь рамки, а не правила.

По мнению заместителя министра образования и науки Игоря Реморенко, «число учителей, которые нетерпимы к указиловкам, значительно больше тех, кто бездумно берет под козырек. Спускаемые сверху предписания ничего, кроме желания сделать наоборот, не вызовут».

Оптимисты надеются, что после апробации новой программы претензии словесников будут учтены, и классики вернутся в школу. Непонятно только, что делать с сокращенным количеством часов, отведенных на литературу. Сегодняшние дети, привыкшие к «Твиттеру» и эсэмэскам, и так не очень склонны к вдумчивому неторопливому чтению. Что можно запомнить и уж тем более «пропустить через себя», когда за два часа в неделю нужно изучить творчество полусотни писателей?