Тайны из склепа: где генерал Ермолов?

Людмила БУТУЗОВА, Орел Елена ГОДЛЕВСКАЯ

21.12.2012

«Без вести пропавший» — так называлась статья о потере праха генерала Ермолова в Орле («Культура», № 46 от 7 декабря 2012 года). Сразу после публикации, по настоятельной просьбе Министерства культуры РФ, в Орел выехали специалисты Института археологии РАН во главе с заместителем директора Асей Энговатовой. Ожидалось, что археологические изыскания помогут ответить на вопрос, когда и при каких обстоятельствах осквернено захоронение Алексея Ермолова.

На днях обнародованы предварительные результаты. По мнению археологов, вскрытие и разграбление склепа происходило неоднократно, это подтверждают лазы в полу. Первое проникновение, по всей вероятности, относится еще к концу 1939 – началу 1940 года, когда кладбищенская Троицкая церковь была передана местному управлению НКВД под архив. В развороченной усыпальнице найден химический карандаш, который мог принадлежать «архивистам», а также монета 1937 года выпуска. Среди неожиданных находок в «мусоре», который выгребли из склепа рабочие местной реставрационной конторы в сентябре этого года, — фара от немецкого автомобиля. Как она туда попала? Известно, что фашисты могилы не грабили. По одной из версий, в склепе могли побывать полицаи в поисках ермоловских наград. Местные краеведы ищут подтверждение этой догадке. А вот откуда в могиле кирпичи от печки и обрывки советских газет? Археологи ответили и на этот вопрос. В конце 1970-х – начале 1980-х годов в церкви меняли отопление — с печного на газовое. Похоже, церковные работники спускались в склепы Алексея Ермолова и его отца, зная, что они уже разграблены. Поэтому и сочли возможным валить хлам в пустые усыпальницы.

В «мусоре» также была найдена разбитая фарфоровая икона Богородицы со Спасителем, часть бронзового оклада иконы, эполеты от генеральского мундира и фрагменты эполет от другой пары, части мундира с пуговицами, принадлежащего, скорее всего, отцу Ермолова. В гробу найден и его (с большой долей вероятности) череп. Из других уцелевших останков — несколько реберных костей, которые позволили археологам сделать вывод об их принадлежности человеку высокого роста и старше семидесяти лет (Петр Алексеевич Ермолов умер в 85 лет, Алексей Ермолов — в 83, а его сын Клавдий — в 72 года). Найдены также две левые берцовые кости, одна из них принадлежала человеку, который много ездил верхом (Алексей и Клавдий Ермоловы были генералами, с лошадьми связана большая часть их жизни).

По словам Аси Энговатовой, работа специалистов была затруднена, так как в месте захоронения «произошел неоднократный перемес культурных слоев». Кроме грабителей, проникавших в склеп несколько раз, крайне поспособствовали «перемесу» местные «реставраторы», варварски сгребавшие в мешки все подряд. До приезда ученых в склепе побывали также работники МЧС, МВД и просто любопытные граждане из числа «возмущенной общественности».

Сейчас найденные археологами артефакты переданы на временное хранение в Орловский краеведческий музей. Необходима их срочная консервация и реставрация, так как под воздействием окружающей среды находки портятся прямо на глазах. Группа специалистов Российской академии наук обещает продолжить изыскания в склепе будущей весной. Орловское ермоловское общество ведет поиск документальных свидетельств о местонахождении останков Алексея Ермолова. Ведь ответа на главный вопрос — где теперь могила генерала? — до сих пор нет.