«Нам нужно объединиться, чтобы сохранить Союз композиторов»

Ксения ПОЗДНЯКОВА

30.03.2017

29 марта в музее «П. И. Чайковский и Москва» состоялось заседание Секретариата Союза композиторов России (СКР). Были приняты важные решения: временно приостановить полномочия заместителя председателя по финансовым и хозяйственным вопросам Игоря Рингера, провести 11 мая внеочередной съезд, на котором рассмотреть вопрос об утверждении новой редакции устава и сформировать новые органы управления.

Экстренное заседание Секретариата было вызвано обострением финансовых проблем организации и отсутствием дальнейшей возможности вести уставную деятельность.

Раньше Союз композиторов России имел в распоряжении немало объектов недвижимости, грамотное использование которых позволяло получать доход для эффективного функционирования. Однако, судя по текущей финансовой ситуации (задолженность перед налоговыми органами составляет более семи миллионов рублей, а перед «Мосэнерго» — 972 тысячи), на протяжении длительного времени руководством организации допускалось как минимум нецелевое использование имущественных активов. В лучшем случае это свидетельствует о некомпетентности, однако окончательные выводы можно будет сделать по результатам комплексной проверки. Финансово-хозяйственный блок с 2004 года находился в ведении заместителя председателя СКР Игоря Рингера, который ни разу за прошедшее время не предоставил отчетов о положении дел. Фактически композиторы, члены Союза, были полностью лишены доступа к важнейшей информации. 

Описывая сложившуюся ситуацию, композитор, народный артист РФ, председатель Союза композиторов России Рашид Калимуллин развел руками: «Мы пришли к такому состоянию, когда надо двигаться дальше, а мы не можем. Нам нужно выходить из этого тупика, навести порядок в финансовом хозяйстве. Необходимо провести честную проверку, а для этого приостановить работу менеджмента».

Свое отношение к происходящему выразил композитор, пианист, народный артист России, художественный руководитель Московской государственной академической филармонии Александр Чайковский: «Честно говоря, не ожидал, что все настолько плохо. Будучи некогда крупнейшей и авторитетнейшей музыкальной организацией в стране и мире, сегодня Союз напоминает жалкую пародию на самого себя. Доходило до того, что ряд сторонних наблюдателей ставил под сомнение саму целесообразность его существования. Мне даже сделали предложение организовать международный фестиваль с серьезным финансированием, но только с тем расчетом, чтобы Союз в этом участия не принимал. Именно поэтому члены СКР практически единогласно потребовали полной перезагрузки его деятельности».

Решение поддержал композитор, председатель Молодежного отделения («МолОт») и секретарь Союза композиторов России Ярослав Судзиловский: «Мне категорически непонятна ситуация «семибоярщины» в Союзе. Я десять лет руковожу «МолОт», которую создал с нуля. У нас такого бы в жизни не могло произойти».

Оценив масштаб проблем, участники заседания были единодушны. Композитор, народный артист России, заместитель председателя СКР Евгений Бикташев подчеркнул: «Мы находимся в безвыходной ситуации. Мое мнение — надо проводить съезд, поручить компетентным лицам проверить финансово-хозяйственную деятельность и до получения результатов приостановить полномочия менеджмента». 

Как отметила композитор, пианист, педагог, председатель Союза композиторов Республики Башкортостан, заслуженный деятель искусств РФ Лейла Исмагилова: «Всем регионам необходим Союз композиторов России. Есть такие организации, которые без него просто исчезнут. Нам нужно объединиться, чтобы сохранить Союз. Если мы это сделаем, мы выживем, если нет — пропадем. Только действовать надо четко и быстро».

Заседание стало, без сомнения, поворотным в судьбе СКР. Теперь его членам остается ждать итогов финансово-хозяйственной проверки той деятельности, которую осуществлял Игорь Рингер, а также возможности честно и открыто выразить свою позицию и предложения на предстоящем съезде.

Рашид Калимуллин заявил, что планирует привлечь для восстановления творческой составляющей опытных специалистов, способных реанимировать организацию и вернуть ей былой авторитет в музыкальном сообществе. Уже достигнута предварительная договоренность о том, что вопросами реализации новых проектов Союза займется Карина Абрамян, пиар-директор АО «Фирма Мелодия», старейшей государственной звукозаписывающей компании страны.


Член совета Российского музыкального союза, народный артист России, композитор Алексей РЫБНИКОВ: 

— Произошло историческое событие. Впервые за долгие годы члены Союза вновь ощутили себя свободными личностями. Все знали, что в Союзе композиторов царило беззаконие, отсутствовал порядок и практически вся его деятельность была парализована. Менеджмент не справлялся с поставленными перед ним задачами. Принятые сегодня решения кардинально изменят ход событий в Союзе и положительно повлияют на его дальнейшее существование, потому что мы согласовали проведение очередного съезда и изменение устава СКР, приведение его в соответствие со всеми международными стандартами и правовыми нормами. Наша задача помогать композиторам, чтобы каждый из них чувствовал поддержку Союза. Надеемся, что нам удастся вернуться к славным временам, когда организация процветала. Мы готовы приложить все усилия, чтобы это произошло. На заседании было принято решение оказать всестороннюю помощь, в том числе и финансовую, чтобы обеспечить выход Союза из кризиса. Вместе мы будем способствовать развитию отечественной музыки и ее пропаганде как внутри страны, так и за рубежом.


Председатель Союза композиторов Санкт-Петербурга Григорий КОРЧМАР: 

— Союз композиторов Санкт-Петербурга всегда считал себя полноправным членом СКР, поскольку туда входили все петербургские композиторы и музыковеды. Мы проводили совместные акции, наши фестивали всегда были открыты для композиторов со всей страны, а музыка питерских авторов звучала на мероприятиях СКР. То, что сегодня московские и петербургские союзы композиторов организационно не являются членами Союза композиторов России, — это искусственно созданная проблема. Возможно, именно она привела к столь плачевной ситуации, в которой оказался СКР. Можно сказать, что из-за этого он остался у разбитого корыта. Уверен, что все можно решить, внеся изменения в устав. Таким образом состав Союза композиторов России обогатится более чем на тысячу человек, и СКР станет по-настоящему всероссийской организацией.