Злоключения Парижской оперы

Эммануэль ДЮПЬИ, Франция

06.04.2012

С начала сезона Парижскую оперу постиг ряд неудач.

В октябре прошлого года представление «Фауста» Гуно должно было стать настоящим событием: последний раз этот столп французского репертуара был воздвигнут в 1976 году Хорхе Лавелли и продержался в афише около трех десятилетий. Увы, на сей раз во время репетиций атмосфера между руководителем оркестра Аленом Ломбаром и тенором Роберто Аланьей быстро накалилась. Ломбар покинул театр за несколько дней до премьеры. Его заменил молодой дирижер Ален Алтиноглу, однако этого оказалось недостаточно, чтобы гарантировать спектакль от провала.

Режиссер Жан-Луи Мартиноти, по всей видимости, внимательно прочел и либретто Барбье и Карре, и оригинальный текст Гёте. Но как это часто бывает, он спутал театр с литературным анализом, перегрузив постановку многозначительной дребеденью, которая в итоге превратила спектакль в бессмыслицу. Самым комичным моментом стало финальное обезглавливание Маргариты.

В столь печальных обстоятельствах исполнителям пришлось нелегко. Будучи не в лучшей форме, тенор Роберто Аланья, у которого есть все данные для партии Фауста — солнечный тембр, мягкость, артикуляция, — буквально изводил зал своим идеальным исполнением, но так и не сумел создать целостный образ. Собственно, как и Инва Мула: ее Маргарита получилась не слишком волнующей. Что до Мефисто, то Поль Гэй, несмотря на отсутствие нижних тонов, явил собой образец стиля и вокальной чистоты.

Спустя несколько месяцев, в январе, постановкой другого шедевра французской оперы, «Манон» Массне, планировали вызвать восторг как у критики, так и у публики. Но и на сей раз затея обернулась катастрофой. Конечно, главной ошибкой стала бессвязность и бессодержательность спектакля Колин Серро. Красивая ахинея, в которой отсутствует главное: эмоции, характеры, логика повествования.

Несколько дней назад директор Парижской оперы Николя Жоэль представил программу сезона 2012–2013. Значительная ее часть посвящена возобновлению полной оперы «Кольцо Нибелунга» Гюнтером Кремером. Спектакль хоть и без магии, но в тщательной обработке главного дирижера Филиппа Йордана. Эта тетралогия, в которой Брунгильду споет Янис Бэрд, растянется с января по июнь, но целиком представление будет показано лишь однажды на своеобразном фестивале с 18 по 26 июня. Среди новых постановок — «Кармен» (Анна Катерина Антоначчи и Карин Дешайе в партиях работниц табачной фабрики), доверенная дирижеру Филиппу Йордану и режиссеру Иву Бонесну, и «Гензель и Гретель» начинающей Мариам Клеман. «Дочь полка» в хорошо известной постановке Лорана Пелли (с Натали Дессей и Хуаном Диего Флоресом) перенесется из Гранд-опера в Опера Бастилия. Нас ожидает «Джоконда» барселонца Пьера Луиджи Пицци (с Виолеттой Урмана и Марсело Альваресом). Для возобновления «Свадьбы Фигаро» Стрелера и «Золушки» Понелли Николя Жоэль вновь воспользовался своим положением главы театра. В остальном репертуар в полной мере опирается на наследство эры Хьюго Галля: две постановки Роберта Карсена («Каприччио» и «Сказки Гоффмана»), спектакль Андре Сербана «Хованщина» (партия Марфы — Лариса Дядькова), диптих «Карлик» / «Дитя и волшебство» от тандема Ричард Джонс — Энтони Макдональд и «Фальстаф» Доминика Питуазе. Хотя предстоящий год юбилейный для Верди, Вагнера чествуют куда ярче.

Наконец, возвращается «Тоска» Вернера Шретера, а также недавно поставленные «Похождение повесы» Оливье Пи и «Юлий Цезарь» Пели. Эммануэль Айм по-прежнему занимает место за дирижерским пультом, в то время как Натали Дессей уступит партию Клеопатры Джейн Арчибальд. Cловом, будущий сезон, не слишком богатый на громкие события и новые постановки, вряд ли сможет заставить зрителей забыть обидные неудачи 2011–2012…

Автор - главный редактор журнала «Диапазон». «ДИАПАЗОН» — не только главный французский журнал, пишущий о классической музыке, но и одно из самых влиятельных музыкальных изданий в Европе. Основан в 1956 году.