Профессия — сверхчеловек

Наталия КАМИНСКАЯ

16.03.2012

Недавно в театре «Современник» был освобожден от обязанностей директора Леонид Эрман и назначен на эту должность Владимир Бакулев. Легендарный Эрман, стоявший еще у истоков «Современника», до последнего времени твердо ведший свой театральный корабль между законодательными сциллами и экономическими харибдами, ушел по возрасту и состоянию здоровья, с почетом и заслуженным уважением. Его отставка теоретически не вписывается в целый ряд предыдущих, не объяснимых никакими внятными мотивами. Практически же ее можно рассматривать, как один из первых шагов нового руководства Департамента культуры Москвы по реформированию столичного театрального хозяйства.

Весь прошлый сезон артисты трех московских театров конфликтовали со своими творческими руководителями, а прежнее начальство Департамента увольняло или переставляло с места на место руководителей административных. И то сказать — с художниками всегда сложнее разобраться, чем с директорами: слишком много эмоций, амбиций и авторитетов. Но спросите у любого вдохновенного худрука: что для него умный, грамотный директор? И он вам ответит: все! Умные и грамотные, а по совместительству ловкие, изворотливые, выносливые, хитрые, оборотистые, покладистые, напористые, юридически подкованные, нещепетильные, ладящие и с чиновниками, и со спонсорами, и с собственным творческим начальством, поборовшие пресловутый 94-й федеральный закон, всеми правдами-неправдами собирающие полные залы и добывающие деньги на постановки… Уф-фф, прямо не люди, а какие-то сверхчеловеки! И ведь именно о таких мечтают в каждом театре.

Матерые представители столичного директорского корпуса расскажут, как полученное ими высшее специальное образование перемалывалось настоящей «гоголиадой» реальной театральной практики. Сначала советской уравниловкой, потом дичью 90-х годов, далее административным цинизмом нулевых.

К слову, Леонид Эрман не только один из основателей «Современника». Он, между прочим, учился театральному делу в Школе-студии МХАТ у самого Вадима Шверубовича, легендарного специалиста по театральной организации и технологии. А вновь назначенный Владимир Бакулев хоть и выпускник Института культуры, но… физической. Правда, у чемпиона по теннису есть опыт организации спортивных клубов и крупных турниров. Именно это обстоятельство по нынешним временам, похоже, дает в театральном деле фору опыту обычных профи. Видимо, знать, что такое колосники и падуги, в теперешнем раскладе не столь важно, сколь обладать навыками командной работы. Можно, конечно, острить на темы ракеток и мячей вместо диалогов и реплик, но тому, кто понятие команды способен поставить выше собственных административных амбиций, в многотрудном современном театральном хозяйстве явно есть чем заняться. Неслучайно, перед лицом грядущих реформ (введение аттестации и контрактной системы) российские директора театров решили организовать гильдию. Они вместе собираются отстаивать интересы профессионалов и активно участвовать в разработке новых нормативных документов.

Легкая жизнь нашим театрам в ближайшем будущем никак не светит. Скорее всего, она станет только сложнее и потребует еще больше энергии и элементарного здоровья. Курс нынешнего московского Департамента культуры на омоложение административных кадров очевиден. А пока энтузиасты организовали при Центре им. Вс. Мейерхольда Школу театрального лидера, где как раз, видимо, и учатся играть командой, создавать тройки (не чрезвычайные, скорее утопические) — режиссер-директор-завлит, которые в идеале должны быть способны на новую стратегию театрального развития.

Вряд ли молодые специалисты проходят в этой Школе курсы дьявольской изворотливости и виртуозной хитрости — сию науку преподнесет им школа реальной театральной жизни. Скорее, они свободно бредят, но на современном языке, и вот это важно. Вдруг это малый шанс, что когда-нибудь отечественное театральное дело станет более цивилизованным, а вышеупомянутые сверхчеловеческие способности директора отомрут, как доисторический хвост?