Престижный оркестр

Эммануэль ДЮПЬИ, Франция

20.07.2012

В конце 1960-х годов Андре Мальро, бессменный министр культуры при правительстве генерала де Голля, задумал подарить Франции «престижный» оркестр, который смог бы составить достойную конкуренцию самым знаменитым симфоническим коллективам мира. В 1967 году был создан Оркестр Парижа под руководством Шарля Мюнша, в то время одного из самых уважаемых французских дирижеров. Увы, спустя год дирижер скончался, и молодой оркестр осиротел. Для сохранения «престижа» были приглашены Герберт фон Караян, затем Георг Шолти, однако, им обоим не суждено было остаться в Париже надолго.

В 1975 году музыкальным руководителем оркестра стал Даниэль Баренбойм, и под его довольно продолжительным управлением — около пятнадцати лет — Оркестр Парижа наконец обрел и некую стабильность, и новый облик, обратившись к немецкому репертуару (Брукнер, Рихард Штраус). Однако ни Семен Бычков, назначенный в 1989 году, ни Кристоф Эшенбах, возглавивший оркестр в 2000 году, не имели успеха в Париже. Последний покинул оркестр в 2010-м, оставив озадаченных музыкантов во власти сомнений, а оркестр — совсем не на тех позициях, которые он должен занимать на мировой музыкальной сцене.

Теперь, кажется, все меняется. Приход эстонца Пааво Ярви в сентябре 2010 года был встречен с энтузиазмом и коллективом, и публикой. Оркестр Парижа кажется преображенным, сильным, целеустремленным, способным. Это было продемонстрировано на нескольких заключительных концертах прошедшего сезона. В частности, Ярви организовал вечер, посвященный Скандинавии. В увертюре оперы «Маскарад» Нильсена дирижер создал праздничную и теплую атмосферу, так характерную для скандинавской музыки. Уделяя пристальное внимание динамическим нюансам и точности каждого штриха, он подчеркнул всю занимательность этой партитуры. Страсть и ностальгия слышались в исполнении Концерта № 2 для фортепиано Шостаковича, премьерном для Оркестра Парижа, при участии темпераментного виртуоза Александра Торадзе. Эмоции достигли пика в печальной, напоминающей сновидение части Анданте. Из пьесы «Пер Гюнт» широко известны две очень сокращенные оркестровые сюиты, но в эту программу была включена вся музыка к спектаклю Грига, великолепно сыгранная, с солистами, хором… Вся фантастическая мощь произведения проявилась в безукоризненно виртуозном исполнении.

Затем на открытии фестиваля «Манифест 2012», организатором которого является Институт исследования и координации акустики и музыки, созданный Пьером Булезом, Оркестр Парижа и Инго Метцмахер за дирижерским пультом выступили с совсем другим репертуаром. «Атмосферы» и «Лонтано» Лигети развеяли последние сомнения в том, что произведения венгерского композитора не способны выдержать испытание временем. Вместе эти два необыкновенных сочинения являют собой сокровище мировой музыкальной режиссуры. Хедлайнером фестиваля стала амбициозная премьера Филиппа Манури «Эхо-Даймонон» — концерт для фортепиано с оркестром и электроникой в режиме реального времени, в котором отличился грандиозный Жан-Фредерик Нюбурже.

Оркестр со своей стороны доказал исключительную способность исполнять сложнейшие партитуры. Насыщенность концерта, а иногда и нарочитая сложность резко контрастировали с чистотой произведений Лигети. И какая прекрасная мысль соединить «Лонтано» с Адажио из Десятой симфонии Малера!

И, наконец, «русская атмосфера», когда Геннадий Рождественский почти без подготовки заменил заболевшего Микко Франка. Великолепное легато, поразительная техническая легкость Арабеллы Штайнбахер под руководством чуткого Рождественского соединили лед и пламень в первом скрипичном концерте Прокофьева. Эта забота о чистоте, опирающаяся на умеренные темпы, при чем не снижается драматическое напряжение, достигла своей кульминации в великолепно сыгранной Десятой симфонии Шостаковича.

Но восхитительное, неизгладимое воспоминание о гайдновской Симфонии № 85, прозвучавшей под превосходным руководством Ярви несколькими неделями ранее, наиболее убедительно предвещает Оркестру Парижа блестящее будущее. Посмотрим, сдержит ли свои обещания «престижный оркестр»…

Автор - главный редактор журнала «Диапазон». «ДИАПАЗОН» — не только главный французский журнал, пишущий о классической музыке, но и одно из самых влиятельных музыкальных изданий в Европе. Основан в 1956 году.