Кто в театре хозяин?

Ирина АЛПАТОВА

11.05.2012

Вчера главный режиссер петербургского Театра имени Ленсовета Юрий Бутусов договорился с Комитетом по культуре Санкт-Петербурга о дальнейших условиях своей работы. Он остается в прежнем статусе, сохраняя за собой право ставить спектакли на других сценах. От должности художественного руководителя и принудительной театральной «моногамии» Бутусов отказался.

Напомним, что петербургский Комитет по культуре, возглавляемый известным кинорежиссером и продюсером Дмитрием Месхиевым, рискнул затеять подобие театральной реформы. Но взамен получил первый громкий скандал, в котором, впрочем, высветились многие проблемы отечественной театральной организации, копившиеся десятилетиями.

Месхиев предложил Бутусову возглавить Театр Ленсовета в качестве художественного руководителя с условием прекращения на определенное время деятельности на стороне. Подобный «волюнтаризм» властей вызвал недовольство и у режиссера, и у театра (где, впрочем, нет единодушия), и у журналистов.

Условие, поставленное Месхиевым, меж тем возникло не на пустом месте. Дело в том, что Юрий Бутусов еще в феврале 2011 года был назначен главным режиссером Театра имени Ленсовета, должность эту принял, но его собственное творчество по-прежнему связано с другими театрами. Да, Ленсовет, конечно, не простаивает, в этом сезоне там вышло несколько спектаклей молодых режиссеров. Зато не появилось внятной программы, не озвучены конкретные планы нового лидера.

Юрий Бутусов, кто же спорит, один из ведущих российских режиссеров. Его спектакли — украшение афиши любого театра, будь то МХТ имени Чехова или «Сатирикон». Лауреат «Золотой маски» за лучшую режиссуру столь же талантлив, сколь и востребован. Понятное дело, что к февралю 2011 года в его личном режиссерском «портфеле» скопилось немало перспективных контрактов, которые надо выполнять. Но они множились и после того, как он принял должность главрежа. Назначение Бутусова главрежем — один из немногих грамотных управленческих шагов. Именно с деятельностью Бутусова связан последний творческий прорыв Театра имени Ленсовета в конце 1990-х. Его спектакли «Войцек», «В ожидании Годо», «Калигула» с участием молодых актеров-единомышленников Константина Хабенского, Михаила Пореченкова, Михаила Трухина — теперь почти легенды. Эх, стать бы ему худруком тогда (заслуг Владислава Пази не умаляем, Бутусов мог возглавить другой, новый коллектив), сколько всего интересного могло бы произойти, да и упомянутые артисты вряд ли мигрировали бы в столицу. Но у нас долгое время руководителями театров назначали людей на пороге пенсии.

Сегодня, что скрывать, Бутусов призван для спасения Театра имени Ленсовета. И уж, конечно, не в качестве интенданта, то есть человека, который занимается режиссерскими приглашениями. Его собственная репутация постановщика — дело принципиальное, и авторские спектакли ожидаемы более всего. Дальше должны бы вступить в игру «тонкие материи». Мы много кричим о свободе творчества и так же упорно молчим об ответственности и совершенно закономерных обязанностях человека, который добровольно принимает театр. Худрук — это, если хотите, определенное подвижничество и даже самоотречение ради своего Дома.

Хотите примеры? Пожалуйста. Не менее талантливый, востребованный и свободолюбивый Миндаугас Карбаускис, приняв московский Театр имени Маяковского, сейчас занят только им, первую собственную премьеру умудрился представить в первом же сезоне, корректирует свои чаяния под интересы театра. Римас Туминас, придя в Театр имени Вахтангова, был также связан контрактами, но уже открытие следующего после назначения сезона ознаменовал своим спектаклем «Троил и Крессида». Надо ли напоминать о Валерии Фокине, которому пришлось практически переехать в другой город, чтобы «строить» свою Александринку, ставшую сегодня одним из лучших российских, а то и европейских театров? Впрочем, и Туминас, и Фокин успевают поработать и на стороне, но сохраняют определенные приоритеты. Любому дому нужен хозяин, пусть и на определенный срок, иначе не избежать анархии и разрухи.

Впрочем, за свободу творчества тоже стоит вступиться, имея в виду режиссеров-худруков. Чаемая многими контрактная система пока касается только их. А ведь разбухшие, во многом недееспособные труппы — вот где главная головная боль. Актеры пока что работают бессрочно. А вот бы разобраться да подсчитать: когда тот или иной артист в последний раз был занят в премьерном спектакле, сколько раз в месяц он выходит на сцену. Провести подобное исследование да и задуматься, как решать этот острейший вопрос, без которого любая реформа все равно не сдвинется с места.