Красная карточка

Денис БОЧАРОВ, обозреватель «Культуры»

23.11.2012

Скандалы на футбольных матчах в наше время — не редкость. И недавний случай на матче в Химках — всего лишь звено в цепи. Футбол в данном случае совершенно ни при чем. Подобные инциденты настойчиво сигналят о том, что градус безумия и уровень скотства нашего общества зашкаливают неимоверно.

Интересно, научимся ли мы когда-нибудь правильно реагировать на эти тревожные «звоночки», а главное — предупреждать их?

В последнее время аналитики все чаще сходятся во мнении, что российское общество никогда не было так равнодушно и разобщено, как сейчас. Мы до такой степени заклеваны повседневными эгоистическими заботами, настолько гонимы единственной целью — выжить, что на проявления дикости и жестокости научились не обращать внимания. Как будто у нас выработался стойкий иммунитет на все человеческое.

Битцевские маньяки, ополоумевшие майоры евсюковы, «русские брейвики» и футбольные фанаты, швыряющие на поле петарды, конечно, мимо наших глаз и ушей не проходят, но никаких уроков мы из этого не извлекаем. И ничему уже не удивляемся. После того как пресловутый инфоповод со временем удаляется и новость перестает быть «жареной», мы подсознательно готовы к появлению новых безумцев, психопатов и проявлению жестокости в самых изощренных формах.

Возвращаясь к инциденту в Химках, нельзя не ужаснуться тому, что ему предшествовало. Еще до игры динамовские фанаты разбросали в окрестностях стадиона фотографии карточек на хлеб, которые получали во время войны жители блокадного Ленинграда. Давно уже стала привычной кричалка «Дави блокадников!», которую скандируют на матчах с участием «Зенита» иные болельщики. Когда вратарь «бело-голубых» упал, пораженный петардой, со стадиона его уносили под злорадное улюлюканье. До какой еще степени безумия можно дойти?

Налицо удручающая ситуация: футбол, традиционно один из любимых способов проведения досуга, стал узаконенной ареной выплеска негативных эмоций для всех, подогретых алкоголем и не обремененных интеллектом. Почему большой спорт вообще становится предприятием, связанным с повышенной опасностью? После химкинского случая вновь остро встал вопрос принятия Закона о болельщиках. Министр спорта Российской Федерации Виталий Мутко сказал: «Мы предлагаем внести новую административную ответственность — запрет на посещение спортивных мероприятий. Вот основная база закона. Хотим провести небольшую дискуссию в обществе: если качнемся в сторону ужесточения ответственности и общество это поддержит, то так и будет». Ужесточение ответственности — это, конечно, правильно. Правда, трудно представить, как сей заявленный здравый тезис будет у нас работать технически. Проверка паспортов при входе на стадион? Фейс-контроль и дресс-код? Занесение в базу данных единожды пойманных хулиганов (как это делают в некоторых западных странах)? Почему-то есть определенные сомнения в том, что в отечественных реалиях это осуществимо. А главное — едва ли это снизит уровень агрессии общества в целом и околофутбольных бузотеров в частности. Что в первую очередь будет делать хулиган, которому охрана показала от ворот поворот? Озлобленный и раздосадованный, он пойдет искать приключений, только не на стадионе, а за его пределами — запустит заготовленную петарду не в игрока, а в прохожего.

Увы, перед нами куда более комплексная проблема. Ведь атмосфера всеобщей неприязни и подозрительности пронизывает буквально все сферы нашей жизни. Подвоха, конфликта на подсознательном уровне ожидаешь отовсюду — спокойно не чувствуешь себя ни на улице, ни в транспорте, ни в собственной машине. Русским людям традиционно было принято приписывать радушие, доброжелательность и открытость. Сегодня это, скорее, стереотип, к реальности имеющий мало отношения.

Возможно, раньше мы были менее сыты, зато — более спокойны, уравновешенны и, как это ни банально, счастливы.

Невольно задумываешься о том, что если и есть в нашем обществе какой-либо объединяющий фактор, то это банальное отсутствие идеологии, каких-то глобальных сплачивающих ценностей, понятных и дорогих каждому. Ситуация же, где иных ценностей, кроме материальных не существует, близка к патовой.