Бизнес как искусство

Ирина АЛПАТОВА

13.04.2012

Этой весной мы отмечаем юбилеи Федора Корша и Сергея Дягилева — соответственно 160-летие и 140-летие со дня рождения. У этих выдающихся российских антрепренеров и сегодня можно поучиться ведению театрального дела.

Первый видел свою миссию в том, чтобы развлекать и просвещать российскую публику, второй вознамерился покорить мир достижениями русского искусства. Но оба вошли в историю отечественного театра, благодаря не только идеям и помыслам, но и умению в полной мере их реализовать.

Для Корша театр в прямом смысле слова начался с вешалки. В юности он, подобно многим просвещенным студентам, участвовал в любительских спектаклях, переводил пьесы и даже стал членом Общества драматических писателей. Но выгодно женившись, арендовал у Пушкинского театра Анны Бренко... гардероб. Оттуда и наблюдал за ведением театрального дела, постепенно набираясь опыта. Когда же театр Бренко разорился, предложил актерам возобновить дело на паях.

В 1882 году, после отмены монополии императорских театров, был открыт Русский драматический театр, просуществовавший 35 лет и в зрительской среде известный как Театр Корша. Перед антрепренером встала задача непростая: как выжить театру без государственных субсидий и при минимальной меценатской поддержке? Тогда-то Корш и сделал ставку на коммерческое начало, комедийно-фарсовый, преимущественно переводной репертуар и крепкую актерскую труппу. Вскоре возникла знаменитая коршевская традиция: каждую пятницу давать премьеру.

Потом к этой традиции добавилась еще одна: любой «гвоздь» европейского театрального сезона вскоре появлялся и у Корша. Причем подчас в «пиратском» варианте: текст пьесы стенографировался прямо на спектакле какого-либо европейского театра, срисовывались декорации и костюмы.

Театр Корша стал синонимом коммерческо-развлекательного предприятия. Но мало кто помнит, что он пытался решать и просветительские задачи. Несколько раз в неделю в театре давались «утренники» по минимальным ценам для студенческой и прочей молодежи. На них игралась исключительно европейская и отечественная классика. Да и стоит ли забывать о том, что чеховские пьесы «Иванов» и «Медведь» были сыграны именно здесь, равно как и «Плоды просвещения» и «Власть тьмы» Льва Толстого. У Корша играли Грибоедова, Гоголя, Островского, Ибсена, а в труппу в разное время входили Павел Орленев, Владимир Давыдов, Анатолий Кторов, Иван Москвин... Актеров Корш не баловал сверхвысокими заработками, но почти каждый имел в сезоне собственный бенефис. Когда в 1898 году возник Художественный театр и вскоре стал одной из главных сценических приманок для публики, Корш тут же уловил потребность в хорошей режиссуре. Пригласил Николая Синельникова, чей спектакль «Дети Ванюшина» был одобрен самим Станиславским.

О Сергее Дягилеве мы знаем гораздо больше, ведь инициированные им «Русские сезоны» стали одним из крупнейших предприятий искусства ХХ столетия. Он познакомил зарубежный мир с российскими художниками, композиторами, оперными певцами, хореографами и балетными артистами. Стоит лишь назвать имена Льва Бакста, Вацлава Нижинского, Анны Павловой, Тамары Карсавиной, Игоря Стравинского.

Дягилев умел распознать талант даже в начинающем исполнителе. Мог «создавать» балетмейстеров, ориентируя их на новейшие достижения хореографической мысли. Умело совмещал искусство с предпринимательством. Коллекционировал труппу, заманивая артистов из престижных императорских театров «звездными» гонорарами.

В Советском Союзе с его вновь возникшей государственной монополией на театральное искусство антрепризные идеи, принципы и наработки, казалось, были похоронены навечно. И начали возрождаться лишь пару десятков лет назад. С 1987 года ведет свою историю петербургский «Приют комедианта», возглавляемый ныне Виктором Минковым. В 1989-м возник «Театр Антона Чехова» Леонида Трушкина. Потом, когда потребность в театральной свободе резко взлетела, как грибы после дождя, стали появляться многочисленные антрепризные компании. Кто-то выживал, большинство прогорало достаточно быстро.

Примеров другого плана до обидного мало, но они есть. Стоит вспомнить «Цену» Артура Миллера в «Театре Антона Чехова», «Вишневый сад» Эймунтаса Някрошюса, спектакли Театра Наций (который как раз располагается сегодня в бывшем помещении Театра Корша и ориентирован на актерско-режиссерские контрактные приглашения), «Лира» и «Шинель» в «Приюте комедианта». Главное, не отделять коммерческую и творческую свободу от чувства собственного достоинства. Объединение же этих понятий может дать результат самой высокой пробы.