Привет Митрофанушке

Кристина СИМОНЯН, руководитель регионального общественного движения «Мамы Москвы»

06.03.2015

В канун 8 Марта хочется поговорить не об отношениях с мужчинами, не об ухаживаниях и любви, а о плодах этой любви — детях. Думаю, именно они — главный предмет забот и переживаний большинства женщин. И первое, что ассоциируется с этими переживаниями — школа, получение качественного образования. Тысячи родителей, и особенно родительниц, горько вздохнут и согласятся со мной. В свете действующего российского законодательства, прорехами которого регулярно пользуются чиновники, получить знания нынешнему поколению школяров и студиозусов все сложнее. В школах и лицеях дают какие угодно навыки, но крайне редко — знания.

Спросите у родителей любого ученика средней школы, и они подтвердят: их детей учат не думать, а сдавать ЕГЭ. Живой интерес к предмету подчас подменен муштрой и овладением казуистикой при сдаче разнообразных тестов. Наши дети не знают элементарных вещей и нацелены исключительно на результат.

Многие из нас застали три формы образовательной системы — советскую, перестроечную и российскую. Нам есть с чем сравнить сегодняшний образовательный раздрай, связанный с выдавливанием из системы бесплатного образования и тотальной коммерциализацией. Мне, эксперту Совета по образованию Госдумы РФ, профессору и кандидату педагогических наук (сообщаю эти сведения лишь для того, чтобы пояснить, что занимаюсь вопросами образования профессионально), непонятно, как можно было так написать закон «Об образовании», что, например, традиционные, десятилетиями исправно функционирующие группы продленного дня, которые выручили не одно поколение работающих мам, оказались «без четкого определения». Значит, пребывание в этих группах можно, если надо, обозвать «дополнительными образовательными услугами» и ежемесячно сдирать с родителей максимальную цену. Пользуясь тем, что взрослые пойдут на любые издержки, лишь бы ребенок не болтался после школы в поисках приключений и уличных соблазнов.

Ко мне постоянно обращаются родители, встревоженные бесконечными нововведениями и безответственностью чиновников за их последствия. Не буду говорить о потере воспитательных функций школы, она уже перестала учить и ограничилась по большому счету раздачей заданий, консультациями и коллоквиумами. То есть ушло главное — борьба за знания. Их заменили баллы. А что же учителя? Им, загруженным отчетностью, семинарами, переподготовкой, тоже некогда, тоже не до знаний. И все это спланировано и организовано, как вы понимаете, из лучших побуждений, из желания максимально решить поставленные государством огромные задачи. Как грустно пошутил знакомый директор школы, ученики все-таки мешают реализовывать закон «Об образовании». 

Сейчас, в марте, многие, кто не сделал этого раньше, начинают активно подыскивать вуз и налегать на подготовку к экзаменационным тестам. Но каждый год, и нынешний, думаю, не станет исключением, после набора студентов по результатам ЕГЭ вузы проводят внутреннее, ни на что формально не влияющее, тестирование первокурсников — чтобы самим уяснить, с кем придется работать, на что нам, преподавателям, ориентироваться и какие результаты прогнозировать. И, честно говоря, оторопь берет, насколько высокую степень безграмотности демонстрируют даже обладатели стобалльных результатов. Вы не поверите, но встречались воистину уникальные студенты, которые читали по слогам русский текст, путались в падежах родной речи и, почти как в анекдоте, не могли «сформулировать должности» Ленина и Сталина, не говоря уж об Иване Грозном, не знали, в каком звании был Суворов, не ведали, где находятся Куба, Панамский канал, Венесуэла... А поскольку ежегодно минимальный экзаменационный балл становится ниже, то, понятное дело, мы все больше удивляемся дремучей безграмотности наших детей. И я каждый раз задаюсь вопросом: когда прекратится развал России через образовательную систему? Согласитесь, это самый эффективный путь оставить страну без будущего, нанести прицельный удар по национальной безопасности. 

Да, мы бьем тревогу, разрабатываем поправки, участвуем в митингах и заседаниях на самых разных площадках. А в это время наших детей продолжают превращать в митрофанушек... Родители продолжают вкладывать деньги в репетиторов, а государство — в создание идеальной системы контроля при сдаче ЕГЭ. 

На всех мероприятиях по проблемам образования постоянно интересуюсь: «Почему авторы ЕГЭ перед тем, как ввести этот сложнейший и финансово затратный экзамен, не учли мировой опыт, не попытались спрогнозировать и предотвратить или хотя бы смягчить явные и неминуемые негативные последствия?» Нет ответа. Нет альтернатив. А фраза об уверенности в завтрашнем дне все больше ассоциируется с дном — что при такой системе образования неудивительно.


Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции