Сирия: батальону «Восток» найдется работа

Исраэль ШАМИР, российско-израильский писатель и публицист

28.08.2013

Близится американский ракетный удар по Сирии. Знатоки уже обсуждают детали. Одни говорят, что, мол, доктор прописал (в смысле, так положено по военной науке), три дня точечных ударов по сирийским военным базам. Другие утверждают, что американцы направят свои «Томагавки» не на военные базы, а на дворец президента Асада в Дамаске. Тоже логично: по-быстрому ликвидировать законное правительство, тут и войне конец. Американцев поддерживают Англия, Франция, Израиль — старая империалистическая коалиция, проводящая новую колонизацию Ближнего Востока. Только 9% американцев одобряют вторжение, но среди них много банкиров и конгрессменов. Давно мы, я говорю уже о России, еще не были так близки к войне, как сейчас...

Конечно, в случае военных действий в первую очередь пострадает народ Сирии, но и Россия может потерять очень многое. Не только позиции в этом ближневосточном государстве, но и репутацию друга, способного не просто сочувствовать, но и защитить. 

Если Асад падет, вместе с ним падет и многополярная модель мира. Любой глава государства поймет, что с США и Израилем невозможно спорить. Формирование блока независимых стран, включающего Россию, Иран, Китай, будет сорвано. 

Особо рискует в этой ситуации президент Путин. На западных интернет-форумах его уже называют «бумажным тигром». Он сделал очень крупную и рискованную ставку: на сирийскую карту поставил свою популярность. В случае падения Сирии урон будет громадным. В мировой антиимпериалистической прессе уже появились разочарованные высказывания типа: «Мы думали, что он Влад — Сажатель-на-Кол, а он — Влад-Болтун». Может, прав был Медведев, когда, уступив требованиям Америки, не стал ввязываться в безнадежную конфронтацию в Ливии? Ближайшие недели, а то и дни дадут ответ на этот вопрос. 

Главная цель Америки — показать, что всякое сопротивление ее планам бесполезно. Что же может сделать Россия? Ситуация напоминает 1962 год, противостояние Хрущев — Кеннеди. Тогда кризис окончился спасением Кубы. Пусть русским пришлось забрать оттуда свои ракеты, но кубинская революция победила, Кастро у власти и поныне. СССР сумел защитить своего друга, балансируя на грани войны.

Так высоко игра на этот раз, видимо, не пойдет. Силы у России, надо признать, уже не те. В Пентагоне считают, что «Россия ограничится серьезным предупреждением, выразит возмущение — и всё. Так было и в Ираке, и в Югославии». Но весьма вероятно, что они ошибаются. Россия сможет использовать тактику proxу war — то есть войну будут вести сирийцы, но Россия и Китай будут поддерживать их поставками оружия. Как это было, например, во Вьетнаме и Корее.

В Пентагоне и Белом доме идет спор — стереть сирийские военные объекты с лица земли или ограничиться символическими ударами. В первом случае действующий режим падет немедленно, но гибнущий Асад сможет нанести удар возмездия по Израилю и американским базам: мол, погибать — так с музыкой. А во втором — произойдет эскалация войны, и Россия сможет создать Америке новый Вьетнам.

Россия смогла бы помочь Асаду не только поставками ПВО и русских команд для оборонных комплексов. Есть еще один эффективный ресурс, который пока не используется — кавказские воины. Чеченский батальон «Восток» покрыл себя боевой славой и устрашил грузин в 2008 году. На Кавказе много энергичных молодых людей, которым хочется повоевать. Сейчас они зачастую оказываются в рядах антирусских боевиков. Но Россия могла бы помочь им и себе, взяв их на службу и сформировав особые ударные силы, которые могли бы изменить положение в Сирии. Подобные отряды есть и у Англии, Израиля, Франции.

И, конечно же, Россия откажет Западу в надежде на легитимацию агрессии. Скажу сразу: какой бы ни был повод, нельзя узаконить американскую интервенцию. Сегодня они разбомбят Дамаск, спасая сирийцев от тирана Асада, завтра захотят разбомбить Москву, спасая русских от «гомофоба» Путина. Нас уже спасал Гитлер от злодея Сталина, и повторения никто не хочет. 

Кроме того, до сих пор не развеяны сомнения в обоснованности повода для агрессии. Формально это массовая гибель гражданских лиц под Дамаском в результате химической атаки. Но кто атаковал, когда, какие конкретно вещества применялись — остается неясным. Есть несколько страшных видео, но некоторые из них были залиты в интернет за день до атаки. Военные эксперты из разных стран вполне хладнокровно дали оценку: картина трагедии не похожа на применение имеющихся в распоряжении сирийского правительства боевых газов типа зарина. Не так должны выглядеть глаза, иным должно быть положение тел погибших. На кадрах видны люди, блуждающие среди трупов — однако после применения химоружия находиться рядом с жертвами без специального снаряжения невозможно. Все это вызвало сомнения у международных экспертов. Выходит, липа? 

Но кто же тогда отравил этих людей, если предположить, что это все-таки реальные погибшие люди? Подобная провокация была бы выгодной противникам Асада. Уже не первый раз мы слышим о применении Сирией боевых газов — после того, как Обама пообещал в таком случае ударить.

Заслуживает внимания еще одна версия. По данным неофициальных источников, отравление было устроено повстанцами, чтобы добиться прекращения огня на этом участке и вывести из западни американский и британский спецназ. На месте предполагаемого отравления действительно в те дни шли отчаянные бои. А в минувший вторник французская газета Figaro сообщила, что американские, английские и израильские военные инструкторы и диверсанты вошли в Сирию 19 августа через Иорданию, что вполне вписывается в эту версию.

Комиссия ООН побывала на месте происшествия. Ее работа еще не окончена, расследование продолжается, но в среду член комиссии Карла дель Понте заявила швейцарскому телевидению, что показания свидетелей и пострадавших под Дамаском «со всей очевидностью говорят о том, что нервно-паралитический газ зарин был применен боевиками оппозиции». Она подчеркнула, что «комиссия пока не нашла никаких свидетельств использования правительственной армией химического оружия». 

Какие еще нужны доказательства невиновности Асада? Но руководство Америки, Израиля, Франции и Британии отчаянно хочет войны. И что бы ни говорила комиссия ООН и все другие комиссии и международные организации вместе взятые, они найдут повод: «Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать».