Страны Балтии: оптом дешевле

Алексей ЗВЕРЕВ, обозреватель «Культуры»

04.09.2014

Накануне саммита НАТО американский лидер поспешил заручиться поддержкой главных союзников в Европе. Нет, речь идет вовсе не о Франции, Германии и Великобритании. «Непотопляемый авианосец» США у российских границ представляют собой три утлые балтийские ладьи — Литва, Латвия, Эстония. Барак Обама собрал местных президентов в Таллине 3 сентября, чтобы официально втянуть их в гонку вооружений, цель которой «обуздать» Москву. Главные союзники США, разумеется, возьмут под козырек, но в перспективе это может выйти боком им самим, как экономически, так и политически.

Прежде всего, нельзя не пройти мимо двух обстоятельств. Во-первых, сам формат мероприятия. Обама не особо церемонится, предпочитая накачивать своих маленьких европейских коллег оптом. Подобным образом в последнее время состоялись две встречи. В Вашингтоне, 30 августа 2013-го, и нынешним летом — в Варшаве.

Во-вторых, переговоры не были запланированы заранее. Обама, опять же без лишних церемоний, поставил балтийских лидеров перед фактом буквально за три недели. То есть, по дипломатическим канонам, свалился им как снег на голову. Ради встречи с патроном эстонцу Ильвесу, например, пришлось прервать официальный визит в Норвегию. 

Эти два момента иллюстрируют подлинное отношение Вашингтона к балтийским странам. Ими пренебрегают, между ними не видят разницы, но собирают в кучу, когда необходимы надежные неприхотливые статисты. Причина же, по которой они сами жмутся к мощному (и, что немаловажно, далекому) мировому игроку, в общем-то, понятна. По словам эстонского экс-премьера Марта Лаара, это следствие «общего для всех стран Балтии негативного опыта» поглощения большим и сильным соседом, будь то Швеция, Польша, Германия, Российская империя или СССР. То есть, если русским генетическая память велит всегда оставаться народом-освободителем, то балтийские этносы ощущают себя, скорее, потенциальными жертвами, а значит, их агрессия в адрес крупнейшей сопредельной державы не осознанна, превентивна и не поддается «лечению экономикой». 

Известны ведь десятки высказываний латвийских, литовских и эстонских бизнесменов об экономической нецелесообразности и просто глупости антироссийской позиции Таллина, Риги и Вильнюса. Но все тщетно. Балтийские правительства упорно рубят сук, на котором сидят, заявляя примерно следующее: «Эту цену мы должны заплатить за свободу!» 

«Негативный исторический опыт» не дает Балтии превратиться в «транзитные Эмираты», хотя географическое положение региона уникально. Здесь проходит основной товарно-сырьевой коридор между Скандинавией, Россией и полуденными весями, включая Иран, Корею и Китай. Транзит приносит Эстонии, Латвии и Литве до четверти совокупного ВВП, то есть порядка 28–30 млрд евро в год, 25% которых формируется за счет обслуживания российского импорта или экспорта.

Могло быть и больше, но Москву сдерживает недружественная политика балтийских государств. Эстонский общественный деятель Тийт Вяхи жаловался: мол, перенос «Бронзового Солдата» в 2007 году обернулся тем, что российские бизнесмены перенаправили свой таллинский транзит, и с тех пор Эстония ежегодно недополучает чудовищные 8 млрд евро. Этим летом таллинский порт вновь показал падение оборота... Пока сложно просчитать убытки всей Балтии от августовского эмбарго, хотя понятно, что они будут огромны, ибо львиная доля западного продовольствия поступала к нам через местные морские порты и железнодорожные сети. Уже известно, что по итогам текущего года существенные потери ждут Литву, занявшую наиболее жесткую позицию в отношении РФ по украинскому вопросу. Москва перевела часть транзита из Клайпеды и нефтеналивного терминала в Бутинге на порты Ленобласти, а также в Ригу и Вентспилс, чьи мэры раскритиковали собственное, латвийское, правительство за участие в антироссийской кампании. 

Интересно, что при схожей политической позиции в отношении Москвы Эстония, Литва и Латвия не испытывают никакой взаимной любви, даже наоборот. Однажды г-н Ильвес поверг соседей в шок, заявив, что идентичность его страны «принадлежит кругу государств, который простирается от Великобритании до Скандинавии, замыкаясь в Эстонии». В свою очередь католическая Литва тяготеет к Польше, считая себя наследницей великого средневекового государства, когда-то повелевавшего и латами, и чухонцами, и белорусами. При этом Литва и Эстония смотрят с подозрением на Латвию, где весьма высока доля русскоязычного населения и наиболее широко — 4500 компаний — представлен российский бизнес. Если копнуть чуть глубже, откроется череда кабинетных междоусобиц по разграничению морской акватории и шельфа, споров, связанных со строительством амбициозного железнодорожного проекта Rail Baltica и модернизацией Висагинской АЭС, наконец, прямых торговых конфликтов. Балтийские страны бились между собой в так называемых яичных, свиных, молочных и салаковых войнах. Годами они ревниво соперничают за внимание Вашингтона, при малейшей возможности публично обвиняя друг друга в неоправданно тесных связях с бывшей метрополией. 

Получается, конфронтация с Москвой — единственная ниточка, связывающая Таллин, Вильнюс и Ригу. Однако в сложившейся ситуации гонка вооружений, которую лоббирует Обама, приведет лишь к новым взаимным претензиям. Ведь первым делом от Латвии и Литвы потребуют соблюдать правила членства в НАТО, то есть брать пример с Эстонии, увеличив расходы на оборону до 2% от ВВП. Шутка юмора в том, что эстонский ВВП (по ППС) почти в два раза уступает латвийскому и почти в три раза — литовскому...