Uno, uno, uno sentimento

Нильс ИОГАНСЕН, обозреватель "Культуры"

07.06.2013

Измельчал нынче жулик, измельчал. Нет у современных мошенников удали молодецкой, свойственной их коллегам из славного прошлого. Напрочь отсутствуют нахрап, размах, уверенность и изобретательность, некогда помогавшие брать города, страны и дворцы царствующих фамилий. Вспомнить, например, того же «графа» Калиостро (Джузеппе Бальзамо), 270 лет со дня рождения которого исполнилось 2 июня сего года.

Выражаясь языком незабвенных пикейных жилетов, это был голова! Катался по всему Старому Свету, не стесняясь, дурил народ, «разводил на бабки» власть имущих и богатеев, устраивал спиритические сеансы, демонстрировал всякие там «чудеса». Разве что до раздачи слонов не додумался, тут наш Остап Ибрагимович, конечно, вне конкуренции. И, что самое удивительное, хитрого итальянца (или кто он там был на самом деле) впервые прищучили не в «просвещенной» Европе, а в «дремучей» России. Что весьма хорошо характеризует уровень государственного аппарата, спецслужб и культуры страны в целом. Матушка-императрица Екатерина Великая моментально разобралась, что за фрукт прибыл в ее державу. Гениально предвосхитив методы работы коллег дона Корлеоне, она сделала ему предложение, от которого тот не смог отказаться. История умалчивает о том, фигурировал ли в напутствии жулику тазик с цементом (тазики в то время были, а вот с цементом ситуация складывалась напряженная, в основном пользовались известью) или просто был намек на травмы, несовместимые с жизнью, но страну «граф» покинул вельми оперативно.

И, заметьте, Калиостро потом ни разу злым словом не обмолвился о нашей державе. В отличие от того же английского «финансиста» Уильяма Браудера, который не перестает вещать про «кровавый режим». До уровня Джузеппе он и подобные ему типы не дотягивают... Уж как ни демонизировали покойного Бориса Абрамовича, но и он рядом не стоял со стародавним махинатором — в конце концов оказался на положении приживалки в стане врагов. Никому не нужный и изрядно подрастерявший свои таланты...

Жулики, мошенники — вроде бы зло по определению. Но если они талантливы, дерзки и гениально изобретательны, то такие люди все же заслуживают уважения и как минимум интереса, хотя бы чисто эстетического. Мы все горячо любим товарища Бендера, готовы раз за разом пересматривать «Формулу любви» и перечитывать многочисленные книги про Сен-Жермена. Подобные им персоны вытворяли свои проделки элегантно и красиво, виртуозно играя на низменных чувствах людей. Посему они достойны славы и памяти. Как достоин ее и провинциальный английский гопник Робин Гуд, ведь в трудную годину он помогал законному королю восстанавливать вертикаль власти и защищал население от притеснений мятежных феодалов. Да, бандит, но все равно хороший. Или наш Ермак Тимофеевич — ведь головорез, клейма негде ставить. А тоже герой, возведенный в ранг государева человека.

Понятия добра и зла вообще довольно размыты. Не только в политике, но и в обычной жизни. Все дело в величии личности. Либо оно есть, либо его нет. У современных мошенников ничего подобного не заметно. «Выпил – украл – в тюрьму», — вот и весь сказ. Или без выпивки — но все равно за решетку. Скучно и совсем не романтично. То ли дело раньше...

Кстати, что показательно: Екатерина просто выперла Бальзамо из России. Могла и посадить, в Сибири места хватало, а Валерия Новодворская еще не начала свой крестовый поход по защите «униженных и оскорбленных». Значит, великая императрица все-таки по-своему уважала великого мошенника — а она признавала только действительно неординарных людей. На что уж тот же граф Александр Васильевич Суворов был чудаком с совершенно непредсказуемыми выходками. Но ведь терпела, ибо гений.