По «Секрету» всему свету

Денис БОЧАРОВ, обозреватель "Культуры"

26.04.2013

26 и 28 апреля в столичном «Крокус Сити Холле» пройдут концерты бит-квартета «Секрет», приуроченные к тридцатилетию группы. Официальной точкой отсчета профессиональной деятельности коллектива считается 20 апреля 1983 года: именно в этот день состоялась первая репетиция состава, впоследствии ставшего классическим: Максим Леонидов, Николай Фоменко, Андрей Заблудовский и Алексей Мурашов. «Секрет» — симпатичнейшее поп-музыкальное явление перестроечной эпохи. Песни «Привет», «Моя любовь на пятом этаже», «Сара Барабу», «Алиса», «Домой»... являлись подлинным украшением тогдашней рок-сцены.

Мелодичные, с явными битловскими интонациями, композиции группы делали упор прежде всего на музыкальность — это было особенно ценно на фоне возникшей в 80-е новой плеяды рокеров, стремившихся в своем творчестве не столько создавать самоценные музыкальные произведения, сколько при помощи стихотворных острот «на злобу дня» вскрывать различные язвы советского общества. Нельзя сказать, что классический «Секрет» полностью абстрагировался от социальной тематики, но главное его достоинство заключалось не в этом. Своими запоминающимися мелодиями квартет невольно развенчивал негласный миф, укоренившийся в сознании «олдовых» меломанов и не выветривающийся по сей день: русский рок — это прежде всего тексты, музыка стоит на втором месте. Словом, на карте отечественной поп-культуры «Секрет» занимает достойное и в чем-то даже уникальное место.

И вот, сегодня музыканты отмечают тридцатилетний юбилей. Но вся штука в том, что в своем «золотом» составе, как полноценно функционирующий коллектив, группа просуществовала всего шесть лет — в 1989 году, вскоре после выхода на «Мелодии» пластинки «Ленинградское время», из «Секрета» ушел Максим Леонидов. Главный композитор и вокалист бит-квартета отправился на сольные хлеба и в течение нескольких лет проживал в Израиле. Какое-то время осиротевшая троица пыталась не сдаваться, выпустила три студийные пластинки, не шедшие, увы, ни в какое сравнение с материалом, записанным группой в 80-е.

Когда коллектив покинул второй лидер, Николай Фоменко, так называемый «Секрет» продолжил свое существование скорее по инерции, которой хватило на запись еще одного студийника. А с 1997 года и по сей день бренд функционирует вообще в виде курьеза: Андрей Заблудовский периодически гастролирует с командой «Секрет-99», а участники оригинального состава раз в пять лет вспоминают о том, что неплохо бы отметить очередную круглую дату парочкой концертов. Но спрашивается: о каких тридцати годах может идти речь, если группы как таковой нет уже, по меньшей мере, более пятнадцати лет?

Хорошие песни, конечно же, не ржавеют, и приличная заполненность залов на этих псевдо-юбилейных торжествах свидетельствует о том, что люди по-прежнему помнят и любят лучшие «секретовские» композиции. Однако имеет ли коллектив моральное право всерьез говорить о долгой истории собственного существования, если никакой истории, по большому счету, нет? Вообще, подобная ситуация весьма показательна для отечественных музыкальных ансамблей: многие из них порой любят «восстать из пепла» и триумфально воскреснуть, когда люди о них, в массе своей, и думать забыли. Что-то в этом есть неестественное и даже недостойное. От подобных натужных привязок к юбилейным информационным поводам за милю веет банальным желанием, сыграв на ностальгических чувствах поклонников, срубить денег по-скорому.

Отчаянное цепляние за круглые даты, если между ними зияет пустота и творческое бездействие, не то что на юбилеи — на камбэки не тянет. Если уж возвращаться, то с новым материалом (будь то альбом, DVD, книга, фильм) или широкомасштабным туром. А коли отмечать юбилей, то не «ни с того ни с сего», а на основании предшествовавших ему активных творческих действий (регулярные концерты или опять-таки свежие студийные записи). И тогда к подобным торжествам будет больше доверия.