Шаткий выбор Академии

Сергей ЛЕСКОВ, обозреватель "Культуры"

26.04.2013

29 мая 2013 года должны состояться выборы президента Российской академии наук. 1200 академиков и членов-корреспондентов, а также 450 представителей НИИ назовут имя лидера нашей науки, который будет представлять ее интересы, имея прямой выход на вершину государственной власти. Возможности президента Академии в России больше, чем в любой стране мира — это научный факт. За месяц до выборов заканчивается выдвижение претендентов. Названы четыре кандидатуры, и, учитывая, что это далеко не спонтанная процедура, новые имена вряд ли появятся.

Четыре претендента — люди в академической элите давно прижившиеся. Нынешний президент РАН Юрий Осипов, 76 лет, выдвинут одним отделением. Вице-президент РАН, нобелевский лауреат Жорес Алферов, 83 года, — четырьмя отделениями. Вице-президент РАН Александр Некипелов, 61 год, — тремя. Наконец, академик-секретарь Отделения энергетики, машиностроения, механики и процессов управления, бывший вице-премьер российского правительства Владимир Фортов, 67 лет, выдвинут семью отделениями. Предстоящий месяц в Академии будет посвящен не столько научным изысканиям, сколько поиску хитрых алгоритмов, способных привлечь нужные голоса. Перед выборами слово должен сказать Президиум РАН, который рекомендует Общему собранию лучшего кандидата, и он при голосовании будет стоять на первой строке списка.

Любопытная коллизия, поскольку все кандидаты являются членами Президиума. Говорить о полной независимости тайного голосования наивно. Все институты сидят на госбюджете. Президента РАН утверждает президент РФ, состав Президиума РАН — правительство. Не надо быть семи пядей во лбу, чтобы понять, что выбор академиков будет во многом зависеть от того, на какого кандидата поставит Кремль. С 1917-го выборы президента в Академии наук всегда проходили мирно и спокойно, имя будущего победителя знали заранее. Нынче все перемешалось в храме науки, за высокий пост впервые идет настоящая борьба.

Попробуем оценить шансы претендентов. В 2008 году при подавляющем единении президентом РАН в очередной раз был выбран Юрий Осипов, занимающий этот пост с 1991 года, рекордно долгий срок. Безусловная заслуга Осипова — сохранение Академии, которая не села на рифы и не рассыпалась в лихие 1990-е. Сам Осипов намекает, что донельзя устал и исподволь агитирует за вице-президента Некипелова.

Жорес Алферов. При всей многолетней близости нобелевского лауреата к властным структурам, вряд ли Кремль поддержит его президентские амбиции. И дело не в преклонных годах, а в его жесткой несговорчивости, приверженности традициям Академии и политической ориентации — Жорес Иванович долгие годы является депутатом Госдумы от КПРФ.

Владимир Фортов выдвигал свою кандидатуру и на прежних выборах. За ним стоят самые мощные и многочисленные отделения Академии наук. Но за Фортовым тянется черный шлейф вины за разгром науки в 1990-х годах, когда академик на первых ролях входил в правительство Черномырдина. Попытки Фортова растолковать, что благодаря его усердию наука не разрушилась дотла, наталкиваются на стойкую мифологию. В то же время у академика репутация приятного человека и ученого с мировым именем, который, как подобает романтику, не отличается навыками надежного организатора.

Экономист Александр Некипелов в последние годы руководит повседневной работой Президиума РАН, преподает во многих престижных вузах от МГУ до Школы-студии МХАТ. Начинал трудовой путь в МИДе, вырос до первого секретаря посольства СССР в Румынии, что говорит о том, что он освоил дипломатическую премудрость и сызмальства является государственным мужем. Некипелов был, по существу, серым кардиналом РАН, к которому шли с жалобами и прошениями. Но для Общего собрания недостатком Некипелова может стать тот факт, что исторически президентом Академии становится представитель точных наук.

Наконец, есть еще один неожиданный, но вполне вероятный поворот. Выборы в Академии не приведут к победе ни одного из кандидатов, что может случиться, если ни в первом, ни во втором туре никто не наберет 50 процентов плюс один голос. Новые выборы будут перенесены на неопределенный срок, за который можно будет подобрать других кандидатов. И, что важно, в новых выборах не сможет принять участие ни один из прежних претендентов. Об этой возможности в Академии говорят все чаще и называют хитрые способы провалить второй тур.

Впрочем, как бы ни закончились выборы, ясно, что дефицит ярких личностей в российской науке является иллюстрацией ее бедственного и унылого состояния. Нет — и на горизонте не видно — интеллектуального и нравственного лидера, какими были прежние президенты Вавилов, Келдыш, Александров или же Вернадский, Капица, Лихачев, которые в президенты не ходили.