Ё — уже не моё

Михаил ЛЕОНТЬЕВ, публицист

10.04.2014

Мне Михаила Прохорова в какой-то степени жалко. Вот свернул он свой проект ё-мобиля — тут же начались разговоры, что, мол, этого давно стоило ожидать, что проект этот — так, пустышка, «новое платье короля», а на самом деле король-то голый. Я не инженер и не могу судить о технических достоинствах этого авто и о наличии инновационных решений при его создании. Но говорят, они были.

Решение о сворачивании проекта выглядит, со слов самого Прохорова, вроде бы убедительно. Во-первых, Россия — это страна, которой не очень-то и нужен гибридный автомобиль, ездящий не только на бензине, но и на электроэнергии. Это европейцы помешаны на экологии. Поскольку у них все ценности и идеи совершенно выродились, то теперь экология — главное воплощение правильности и комфортности бытия. Поэтому и существует, я бы сказал, психопатический спрос на такого рода проект. Экономического же смысла ё-мобиль не имеет — что было очевидно с самого начала. Однако, объявив о сворачивании работ именно сейчас, Прохоров, надо признать, довольно ловко подогнал под это логическую основу: мол, вся причина в том, что на автомобили упал спрос. Рынок действительно просел, не поспоришь.

Все это очень по-прохоровски — яркая обертка и пустота внутри. В отличие от многих олигархов, он самостоятельно никогда ничего не создавал. Всегда был партнером. Из-за разногласий с Потаниным ему пришлось выйти из общего бизнеса, продать свою долю и получить наличность. Никаких признаков того, что это был тонкий бизнес-расчет, я не вижу. Но произошло очень вовремя. В условиях, когда грянул неожиданный кризис, Прохоров оказался с кэшем, а не был обременен вмиг подешевевшими активами, как большинство бизнесменов. Ну что же, повезло, бывает.

Однако Прохоров на этом основании, очевидно, решил, что является выдающимся бизнесменом. Думается, с переоценкой собственных возможностей связано и то, что он ударился в политику. Нет, разумеется, он не глупый человек и в общем-то совсем не худший. Однако нельзя не признать, что его политические идеи, как и бизнес-ходы, крайне банальны. Они выглядят современными, технологичными, модными, но все это — примерно из той же области, что и айфон Медведева.

Ну, вот такой он — модный современный парень Михаил Прохоров. И даже специфическое название его автомобиля — не признак заведомой несерьезности проекта, а этакая пошлая моднятина. В итоге, за что он ни возьмется — выходит Куршевель. И в политике, и в бизнесе — кругом Куршевель.

Все это очень типологично. Вместе с сестрой Ириной, псевдоинтеллектуалкой, гуру спокойной и продвинутой части креативного класса, они формируют интеллигентские мировоззренческие клише, в том числе — с помощью своего журнала. Это претензия на некое освоение, осознание действительности, но результат — на удивительно пошлом уровне.

Все, что делает Прохоров, представляется (в первую очередь им самим) гораздо более значительным, чем есть на самом деле. Впрочем, может, все это само так выходит — потому что он рослый, видный. И что ни сделает — все заметно.

На днях Прохоров совершил еще один пиар-ход: объявил, что не будет участвовать в выборах в Мосгордуму. Очень ожидаемое решение. У меня всегда было ощущение, что политическая деятельность Прохорова носит в какой-то степени добровольно-принудительный характер. И как только появится возможность соскочить, он тут же ее использует. Как было очевидно, что ё-мобиль никуда не поедет, так же не вызывало сомнений, что и политическое будущее его создателя лишено перспектив. Проект «Мосгордума» надо было закрывать, что Прохоров и сделал. Не забыв его грамотно пропиарить.

И снова вокруг его имени информационное бурление. Прохоров? Ну как же! Кто его не знает. А спроси, что он сделал, что довел до конца — нет ответа. Более того, и не нужен ему конечный результат. Он ведь разумный человек и понимает, что результаты далеко не всегда бывают положительными. Чем с треском проиграть, лучше ловко и вовремя выйти из игры. На сей раз получив вместо кэша упоминание в СМИ.