Сатира — орудие воспитания

Сергей МИХАЛКОВ

15.03.2013

За последние годы на сатирическом фронте нашей литературы заметно затишье. А там, где затихает огонь сатиры, там, как известно, начинает расцветать мещанское зубоскальство, обывательщина, пошлый анекдот, иной раз возведенный в ранг «обличительного» фельетона. Подобные неумные, поверхностные «произведения» не только не приносят пользы, но и вредят делу.

Умная, талантливая сатира — художественная форма критики и самокритики — помогает обнаруживать и выставлять на всенародное осмеяние двоедушных, корыстолюбивых людей, очковтирателей, бюрократов, топящих живое, насущное в ворохе бумаг. Перед сатирой широкое поле деятельности. Но, к сожалению, часто оно представляет собой еще не тронутую целину.

Разве не могли бы смелые, талантливые сатирические пьесы помочь в борьбе с имеющими место недостатками — в разоблачении и осуждении тех, кто, пренебрегая доверием народа, ради личной карьеры встал на путь обмана государства?! В этих пьесах, написанных на подлинно жизненном материале, могли бы страстно прозвучать конфликты между честными людьми, тружениками, идейными и неподкупными и теми, кто, находясь у руководства в городе или области, во имя личных, корыстных интересов, карьеризма предавал интересы народа, рапортовал о мнимых успехах и достижениях, занимался приписками, покрывал и поощрял заведомые обман и ложь.

Сатира призвана беспощадно высмеивать тех, против кого она направлена. Как тут не вспомнить великого сатирика Гоголя, который писал в своих «Петербургских записках 1836 года»: «Если, например, сказать, что в одном городе один надворный советник нетрезвого поведения, то все надворные советники обидятся, а иной, совершенно другой советник, даже скажет: «Как же это? У меня есть родственник надворный советник, прекрасный человек! Как же можно сказать, что есть надворный советник нетрезвого поведения!» Как будто один может порочить все сословие!»

В нашем обществе нет сословий. Но ходят еще по нашей земле мошенники и проходимцы, расхитители государственного и общественного имущества, приживаются в научных учреждениях дипломированные невежды, авторы не ими написанных диссертаций, проповедуют мораль ханжи и демагоги... Судятся великовозрастные сынки с престарелыми матерями, спекулируют бездельники, не дают житья честным труженикам пьяницы и хулиганы, замораживают живое дело равнодушные бюрократы и чинуши. И пусть их всех, вместе взятых, ничтожное количество. Но они есть! А стало быть, живут, действуют, мельтешат, гадят, мешают нашему делу.

По аналогии с медициной подлинную сатиру можно было бы приравнять к сильнодействующим средствам, к антибиотикам. Однако известно, что чрезмерное увлечение антибиотиками приводит к обратным результатам. Но все же антибиотики часто лучше действуют, чем отвар сухой малины, и, главное, надежно помогают организму человека бороться с занесенной в него инфекцией. Что же касается чрезмерного увлечения сатирическими жанрами, то эта опасность пока не грозит ни нашему театру, ни тем более киноискусству... К сожалению, гораздо больше фильмов, которые, имея целью обличать обывательщину, по своему идейно-художественному уровню становятся комедиями не столько о мещанах, сколько для мещан... Ущерб, наносимый подобной кинопродукцией, выходит за пределы частной неудачи студии.

Примыкая к юмору «второго» сорта, мы со временем перестаем воспринимать и понимать по-настоящему глубокие произведения... И приходится снова защищать права жанра, повторять прописные истины, что с подлинной сатирой не имеет ничего общего злопыхательство, порождаемое внутренним неприятием всего нового, а подчас и враждебным отношением к нему. Очернителями движет не вера в торжество идеала, в победу правды и справедливости над злом и пороком, а мелкая мещанская сущность, ожесточение индивидуалиста.

Нам нужны фильмы, книги, спектакли, памфлеты, беспощадно осмеивающие все нелепое, глупое, чуждое, несовместимое с нашими идеалами, с нормами нашей общественной морали... Ведь при решении поистине грандиозных хозяйственных и социальных задач мы испытываем подчас немалые трудности, о которых открыто говорим с самых высоких трибун. И в этом плане чрезвычайно важно использовать богатейшие возможности юмора и сатиры.

Надо ли говорить, сколько мишеней дожидаются прицельного огня сатирического писателя и сегодня. Мы еще недостаточно активно поддерживаем, например, авторов, работающих в области международной темы. А какое поле деятельности для применения и совершенствования сатирического оружия открывается на фронте контрпропаганды!

Политика, которую последовательно проводит наше государство, вовсе не означает умаления роли идеологической борьбы, ослабления борьбы с враждебными взглядами, настроениями, идеями. Мы точно знаем адреса, откуда ползут эти идеи. Мы знаем, как настойчиво пытаются они проникнуть в наш дом.

Вот почему необходимо использовать в полную меру великое, очищающее человеческие души воздействие сатиры.