Они снимали за Родину

Григорий РЕЗАНОВ, обозреватель "Культуры"

23.02.2013

«Zero Dark Thirty» — «Нулевая видимость 30» или, как у нас переименовали фильм прокатчики, «Цель номер один» — пример высококачественной пропаганды в условиях противостояния США и исламского терроризма.

Здесь стопроцентное попадание во все три Цели.

Цель № 1. Рядовой американский налогоплательщик. После просмотра фильма он четко осознает, что парни на Ближнем Востоке не зря проливают кровь. Пентагон не сорит народными деньгами, а «рыцари плаща и кинжала» из Лэнгли ночей не спят, придумывая хитроумные комбинации, дабы избежать повторения «11 сентября».

Цель № 2. Америка и свобода слова — близнецы-братья, простите за жесткое сравнение, как те башни. Да, спецслужбы применяют пытки, и создатели фильма это показывают достаточно подробно. Но без особых садистских извращений. Ничто не скрывается от соотечественников. Суровая правда. Жестокие меры «убеждения», ведь против тебя — сам дьявол, страшный сон каждого американца, террорист number one — Усама бен Ладен. Поэтому после более чем двухчасового сидения с попкорном и пепси зритель, пройдя вместе с главной героиней, ЦРУшницей Майей, по всем шпионским лабиринтам, выйдет и скажет... Нет, скорее, исполнит гимн США, приложив правую руку к сердцу. Он (зритель) и она (сотрудница ближневосточного отдела ЦРУ) — одной крови. Да, еще сама Майя — не какая-нибудь заправленная силиконом волоокая красотка, а невзрачная, угловатая, в веснушках рыженькая девчонка. Ничем не отличающаяся от живущих по соседству Мэри, Джейн или Линды. Она — своя!

Цель № 3. Бюджет картины составил 40 млн долларов, а мировые сборы уже превысили 101,5 млн. Splendid!

Вывод. «Жесткая» критика руководством ЦРУ фильма и его создателей — тоже тщательно спланированная игра Central Intelligence Agency. Лукавят шпионы. Но — красиво. Если бы фильм действительно был опасным, вредным и угрожал национальным интересам Соединенных Штатов, он бы не вышел.

И еще: уж больно подозрительно, что изначально премьера «Zero Dark Thirty» планировалась на октябрь 2012-го — в разгар предвыборной кампании Барака Обамы.

Вот вам мое особое мнение: молодцы американцы! Суперпрофессиональный сценарий, прекрасная режиссерская работа, игра актеров. И задумаешься, ну почему ОНИ могут, а МЫ — нет? Что, у России меньше врагов, нет спецслужб и денег, или перевелись хорошие режиссеры? Почему мы не можем качественно выполнить, как американцы, «госзаказ» на патриотизм? Мне кажется, всем нашим киношникам надо хорошенько задуматься об этом, а не только о том, сколько в кинотеатре показывать своих, а сколько чужих картин и каким налогом обложить последние. Для начала пусть сходят на «Цель номер один». Чтобы знали, как надо Родину любить.