Семьдесят пятая империя

Михаил ТЮРЕНКОВ, обозреватель "Культуры"

23.02.2013

Ровно пять лет назад, когда Александр Проханов достиг библейского 70-летнего возраста, молодой писатель Сергей Шаргунов посвятил ему очень искренние, хотя и несколько фамильярные поздравительно-мемуарные строки: «По саратовскому пеклу, выбирая тенистые территории, мы спешили пить пиво. Залезли под навес кафе. Выдули каждый пяток кружек». Впрочем, Сергей с детства знает Александра Андреевича лично, и это дает ему право на подобное амикошонство.

Другой молодой прохановский визави — журналист и жизнеописатель Лев Данилкин — примерно тогда же, к 70-летию писателя издал его подробнейшую семисотстраничную биографию «Человек с яйцом». И в этой книге, написанной с явным интересом и уважением к Проханову, также повсюду сквозит фамильярность. Парадокс? Нет, на самом деле и в том, и в другом случае отлично виден сам Александр Андреевич. Человек, уже давно привыкший не обращать внимания на критику и уколы в свой адрес и к которому действительно не так уж и сложно подступиться.

В отличие от Сергея и Льва, автор этих слов к Проханову особо близок никогда не был. Ни в юности, когда старшеклассником, взбудораженным октябрем 1993-го, на задней парте — тайком от учителей — взахлеб читал его политическую публицистику. Ни в дальнейшем — в годы, когда и сам стал активно писать на подобные темы. И только в марте 2011-го нас с Александром Андреевичем на очень короткий период сблизил... президент Абхазии Сергей Багапш. Тогда мне предложили сопровождать Проханова во время его визита в Сухум. Увы, поездка сорвалась по трагической причине — из-за неожиданной тяжелой болезни Багапша, повлекшей его кончину в мае того же года. Но несколько дней личного общения с Александром Андреевичем тогда состоялись, и, надеюсь, они (а также эпизодическое общение «до» и «после») позволяют мне сказать несколько слов о юбиляре.

Для либеральных оппонентов Александр Проханов — красно-коричневый маргинал, человек, с которым лишь по нелепой случайности приходится дискутировать на телевизионных ток-шоу (и, кстати, почти всегда терпеть поражение). Для иных представителей левой оппозиции — едва ли не ренегат, человек, «продавшийся режиму». И только те, кто относится к Александру Андреевичу с той или иной долей симпатии (восхищенных поклонников, признаться, никогда не встречал), видят его монолитную фигуру в «формате 3D». С одной стороны, это писатель, порой выдающий на гора по нескольку книг в год, хотя упомянутый Лев Данилкин прав, немногие из читателей прохановской прозы долетели до середины Днепра. С другой, просто интересный творческий человек, художник-примитивист и коллекционер бабочек. С третьей, подлинный патриарх «красно-коричневой» идеи, сплава имперского романтизма всей русской истории — от Древней Руси через Московское царство к Российской империи и Советскому Союзу — с мечтой о новом модернизационно-индустриальном рывке сегодняшней России к «Пятой империи».

В мировоззрении Александра Проханова все периоды русской истории не просто неразделимы, но обладают очевидным органическим единством. Так, и Дмитрий Донской с Сергием Радонежским, и Иосиф Сталин с Юрием Гагариным — для Александра Андреевича — суть святые Земли Русской. И здесь нет того кощунства, в котором Проханова упрекают некоторые церковные деятели. Просто понятие святости для этого человека носит несколько иной, расширенный смысл, да и сами исторические фигуры — не столько личности с их персональными страстями и пороками, сколько смыслы, в них заложенные. Последнее вполне относится и к самому Проханову. Неверно видеть в этом человеке лишь 75-летнего седого гражданина, периодически появляющегося на экране телевизора. Проханов — это, в первую очередь, эпоха. Русская советская эпоха, которая не остановилась в 1991 году, но продолжает существовать во многих из нас.

С днем рождения, Александр Андреевич!