Нерассказанная история Украины

Алексей КОЛОБРОДОВ, литературный критик

25.07.2019

Премьера документального фильма Оливера Стоуна и Игоря Лопатенка «В борьбе за Украину» (кинокомпания Another Way Productions) состоялась на кинофестивале в Таормине, Сицилия, 4 июля — ​лента с ходу получила специальный Гран-при. Премьера в нашей стране (она же мировая) прошла 19 июля на канале «Россия‑1».

Даты и финальные кадры с Владимиром Зеленским показывают, что авторы использовали хронотоп парламентских выборов на Украине, едва ли рассчитывая как-то повлиять на их результаты — ​в стране, чьим именем назван фильм, его еще до выхода подвергли всем возможным запретам и идеологическим проклятиям. Скорее, электоральный цикл, как мы сегодня знаем, действительно многое изменивший в политическом ландшафте Украины, виделся режиссеру и его команде своеобразным символическим магнитом. Промежуточным эпилогом, документальнее и драматичнее любой докудрамы в кино.

Регалии Оливера Стоуна, продюсера и интервьюера основных персонажей «Борьбы за Украину», впечатляют. Участник войны во Вьетнаме, удостоен боевых наград, один из самых знаменитых американских режиссеров, автор шокирующего «Сальвадора», вьетнамской трилогии (где особенно выделяется «Взвод»), таких разножанровых и ярких работ 90-х, как «Джон Ф. Кеннеди. Выстрелы в Далласе», «Прирожденные убийцы», «Дорз». Трижды лауреат «Оскара» и прочих престижных кинонаград. Антиглобалист, в последние годы заявляющий себя жестким оппонентом западного политико-культурного мейнстрима. Сторонник Трампа, очень уважает российского президента, с которым сделал известную четырехсерийную документалку «Интервью с Путиным».

Игорь Лопатенок, американский режиссер украинского происхождения, известен прежде всего как пионер так называемой «колоризации» советских киношедевров. Начал он с фильма Леонида Быкова «В бой идут одни «старики», а затем расцветил знаменитые комедии Григория Александрова 30-х годов и ряд военных фильмов. Был соавтором Стоуна в предыдущей картине «украинской дилогии» — ​«Украина в огне».

Надо сразу сказать, что на заключительную объективность авторы фильма изначально не претендуют. В борьбе, полагают они, сошлись две основные силы — ​прозападная (точнее, марионеточная), она же националистическая (точнее, использующая необандеровскую русофобскую идеологию в качестве инструмента пропаганды и манипуляции). И сила иная, которая, отстаивая государственный суверенитет страны и тезис о том, что русский и украинский народы (опасное слово «этнос» не произносится, «нация» — ​очень редко) — ​родственны, но не едины, однако безальтернативно видят светлое будущее Украины в сотрудничестве с Россией.

Этой другой стороной, которая, по замыслу режиссера, и должна быть выслушана в картине, представлен Виктор Медведчук, известный политик, ныне лидер «Оппозиционной платформы — ​За жизнь», занявшей второе место по результатам парламентских выборов на Украине. Собственно, Медведчук и выступает идеологом ленты, вернее работает дуэтом с Оливером Стоуном, за которым закреплена содержательная и доказательная часть, равно как страхи и эмоции бескомпромиссной мировой интеллигенции. Иногда Медведчука в диалогах дополняет жена — ​телеведущая Оксана Марченко. Она придает картинке толику гламурности (я бы даже сказал — ​«вульгарности», но на Украине все это давно слилось до неразличимости).

Медведчук свои вполне банальные идеи (в том смысле, что нормальные и здравые) излагает напористо, энергично, с неким предощущением скорого реванша. Но главный герой, разумеется, не он, а Владимир Путин, при всей разнице в хронометраже — ​российский президент в кадре появляется значительно реже. Владимир Владимирович в разговорах со Стоуном афористичен и лаконичен: не случайно практически все его реплики тут же превратились в интернет-мемы. Но интересно другое — ​стихийно сложившееся амплуа: Путин не претендует на роль идеологического и геополитического гуру, не изображает демиурга в исторической судьбе Украины. Скорее, в затянувшейся политической драме он выступает как авторитетный свидетель, уверенный в собственной правоте перед Историей.

Содержание более чем полуторачасового фильма компетентно, но без сенсаций — ​во всяком случае для человека, который с 2013 года более или менее подробно наблюдает за ситуацией. Любопытны результаты расследований профессора политологии Оттавского университета Ивана Качановского — ​пять лет он занимается расстрелом «небесной сотни» и пришел к выводам о кошмарной, невероятно циничной и кровавой провокации майданных кукловодов. Впрочем, многим и в России, и на Украине это было очевидно уже тогда. Лично же мне в фильме не хватило анализа постмайданной экономики, а сюжет о вмешательстве Украины в предвыборное противостояние между Хиллари Клинтон и Дональдом Трампом показался слишком занудным. Впрочем, в западной документалистике любят посмаковать такие истории.

Не думаю, чтобы Оливер Стоун «Борьбой за Украину» планировал серьезно изменить расклад сил в этой стране, да и едва ли рассчитывал радикально повлиять на мировое общественное мнение. Скорее, проникнувшись логикой Владимира Путина, он внутренне позиционирует данный фильм в качестве важного свидетельства на некоем грядущем историческом арбитраже. И он обязательно состоится.


Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции