Новое пришествие Пролеткульта

Владимир ХОМЯКОВ, сопредседатель Партии Великое Отечество

06.02.2014

Когда рассуждают о приоритетных направлениях в деле возрождения России, обычно тут же принимаются обсуждать экономику, военную мощь, политическую систему. А ведь главное — это культура. Объединяющая народ и задающая ему цели развития. Судя по всему, власть это начала понимать и выразила намерение заняться госполитикой в области культуры — уже ведется работа над ее концепцией, заявил Владимир Путин на расширенном заседании президиума президентского Совета по культуре и искусству во Пскове.

Именно культура наряду с идеологией может и должна стать главным инструментом ликвидации случившейся в начале 90-х «разрухи в головах», без чего любые разговоры о вставании с колен лишены смысла. Есть достаточно распространенный «либеральный» подход, согласно которому сначала самозарождаются культурные сообщества, каждое — со своей маленькой средой, а потом эти «культурки» арифметически суммируются в национальную культуру. И тогда появляется государство, которое строит свою культурную политику, поддерживая те или иные направления в соответствии с решаемыми текущими задачами, внешними и внутренними угрозами, мировыми тенденциями и т.д.

И есть подход более традиционалистский, в соответствии с которым национальная культура в своих основных подходах формируется на основе системы ценностей и мировоззрении данного народа, как правило — имеющих религиозные корни. Это и есть та самая «духовно-культурная матрица», вокруг которой выстраивается вся система общественных отношений. И уже после этого выделяются некие сообщества со своими «культурками», соответствующими либо противоречащими национальным ценностям. Задача государственной культурной политики — помогать тому, что соответствует, и не помогать тому, что противоречит и разрушает. Этой точки зрения придерживается и нынешний министр культуры Владимир Мединский, заявивший как-то: «Пусть расцветают все цветы. Но поливать будем только те, которые полезны».

Лично я считаю, что только этот подход отвечает поставленной президентом (да и жизнью тоже) задаче и позволит преодолеть последствия двух страшных погромов культуры, случившихся в 1920-х и в 1990-х. Сначала  победившие большевики объявили «буржуазной» и «упаднической» всю культуру до 1917 года и создали Пролеткульт, идиотизм которого, впрочем, вскоре осознали сами. В наше время генерация либеральных «революционеров» пошла тем же путем: провозгласив всю культуру советского семидесятилетия «совком» и «отстоем», приступила к насаждению «новой культуры», понимаемой как оказание услуг. Жизнеспособность этой культуры определялась ее продаваемостью на «свободном рынке». Сложно сказать, который из двух этих пролеткультов обошелся нам большими потерями, но самое неприятное, что, судя по всему, сегодня на подходе третий.

Да, говорю я именно о нем — так называемом «современном», «актуальном» и т.п. искусстве, не просто основанном на хорошо продаваемом эпатаже, но сплошь и рядом имеющем откровенно антироссийское и антихристианское содержание. Особо омерзительные формы приняли разнообразные перформансы так называемых арт-групп — от снимаемой на камеру групповухи в музее до беснования в православных храмах. При этом, хотя беспредельщики от искусства упорно пытаются представить себя чуть ли не андерграундом, гонимым властями и мракобесами, за ними угадываются не только огромные деньги, но и мощнейшая финансовая и властная «крыша», не говоря уже о влиятельных западных друзьях.

По поручению премьер-министра осуществляется пилотный проект строительства в трех городах — Калуге, Первоуральске и Владивостоке — так называемых Домов новой культуры (ДНК). Формально  — для того, чтобы творческие люди на местах могли собираться, объединяться и, опираясь на ресурс ДНК, распространять свой взгляд на культуру, повсеместно развивая разного рода «современные формы». Причем на бюджетные деньги. 

В Калуге на днях название поменяли: теперь здесь будут строить инновационный культурный центр, но суть не меняется. Ведь если какие-то направления провозглашаются «новой культурой», стало быть, все, что к ним не относится, — культура старая, не актуальная. Не правда ли, запахло Пролеткультом-3? Тем более что есть серьезные основания предполагать, что центры эти под вывеской современной культуры намерены продвигать вышеописанную мерзость. Сразу приходит на память, как в бытность министром культуры Александра Авдеева правительственная (!) премия «Инновация» в номинации «Произведение визуального искусства» была присуждена скандальной арт-группе «Война» — за нарисованный на Литейном мосту напротив питерского управления ФСБ 60-метровый фаллос. 

Не такое ли «инновационное искусство» имеют в виду лоббисты проекта «ДНК»? Не под подобные ли эстетические и культурные стандарты намерены переформатировать наше сознание? Причем буквально на генетическом уровне — ведь само название отнюдь не случайно…  

А коли так, возникает резонный вопрос. Большинство не обязано спонсировать культуру разнообразных меньшинств из своих налогов, в то время как культура большинства хронически недофинансируется. Деньги для авангарда по всему миру выделяют, прежде всего, частные спонсоры. Если же реализация проекта ведется за государственный счет, то смысловое наполнение создаваемых центров должно быть в контексте «духовно-культурной матрицы» нашего народа. И – государственной культурной политики. Которая, очень надеюсь, скоро у нас, наконец, появится.