В тени хана Батыя

Александр КУРГАНОВ, обозреватель «Культуры»

08.02.2013

ИЗВЕСТНО, что если Бог захочет наказать, то отнимет разум. Измучившиеся в поисках исторических фигур, способных консолидировать татарских националистов на позиции антимосковского реванша, активисты молодежной организации «Азатлык» («Свобода») решили вызвать из небытия тень хана Батыя. По их летоисчислению, нынешний год следует посвятить Бату-хану.

Собственно, ползучая реабилитация чингизидов длится не один год. Волшебной силой искусства из кровавых разрушителей, превращавших целые страны в покрытые пеплом пустыни, стали лепить образы мужественных и мудрых государственников, имевших-де глобальные планы мироустройства. Чего стоили киноленты о Чингиз-хане, авторы которых тщательно избегали упоминать его завещание: «Высшее наслаждение человека состоит в победе: победить своих врагов, преследовать их, лишить их имущества, заставить любящих их рыдать... Смысл жизни в том, чтобы враг проливал кровь и слезы». Именно такими словами основатель империи поучал и своего любимого внука Бату. К врагам же монголы относили практически все население тогдашней Ойкумены, поскольку завоевать и разрушить наследникам Чингиза предстояло все страны, вплоть до «последнего моря».

А вот фильм «Орда» вызвал у поклонников «сотрясателей Вселенной» плохо скрываемое отторжение: мол, в нем не видна ордынская просветительская и даже цивилизационная роль. Не беда, что на месте столицы Золотой орды Сарая толком не нашли даже черепков — «табор» этот ушел в историю, практически не оставив культурного слоя. Но историческая дискуссия постепенно перешла в разряд идеологического спора с русофобским подтекстом. Ведь «азатлыкцы» намерены не просто чествовать Батыгу, как того звали на Руси, но выставлять пикеты в честь разорения монголами русских городов — Рязани, Владимира, Козельска и, конечно, Москвы. Правда, особо ревностных исламистов изначально смущало язычество Батыя, но, видимо, чувство глубокого удовлетворения от московских руин перевесило все сомнения.

Вот только одно непонятно: как активисты «Азатлыка» возводят монгола Батыя в ранг татарских национальных героев? Неужто только исходя из принципа: противник наших врагов — наш друг и соратник? Или греют их мятежные души чисто географические факторы — столица-то Золотой орды была в Поволжье. Но с тем же успехом можно было бы пополнить свой пантеон Аттилой, оставившим и здесь свой огненный след, а также полулегендарным вождем готов Германарихом. Или у тех персонажей не было своей сожженной Москвы за спиной? Но это тренд эпохи: в Узбекистане чествуют кровавого Тимура, в Монголии ставят памятники самому Чингизу, выпуская марки с его мифическим портретом размером с журнальную страницу.

Известно, что там, где начинается агрессивный шовинизм, замешанный на местечковом национализме, приводить логические аргументы — все равно что пытаться выпить море. В таком контексте бесполезно напоминать прописные истины, что Волжская Булгария была практически уничтожена монгольскими ордами еще раньше русских городов и бежали тюрки-булгары, еще не знавшие себя «татарами», на ту же Русь, с князьями которой многие поволжские правители были породнены. Да и печально известная битва на Калке была союзным ответом русичей на призыв степняков, впервые столкнувшихся с монгольским туменом. И если булгары впоследствии и служили в Орде, то исключительно во вспомогательных отрядах, которые использовались в качестве, как сейчас говорят, пушечного мяса.

С XIV века Поволжье превратилось в зону почти перманентных военных действий. Даже новгородские ушкуйники — и те не избежали соблазна сжечь молодую Казань. Монгольское пришествие здорово раскачало ситуацию в регионе, и тюркские мурзы все чаще начали переходить на московскую службу, сталкиваясь с дискриминацией со стороны оставшихся чингизидов. Так что никак не получается превратить Батыя в защитника интересов предков нынешних татар от московского экспансионизма. Но, как говорится, за неимением лучшего... В конце концов, родилась же версия, что Батый и не монгол вовсе, а Батя-хан — русский великий князь — то ли сам Александр Невский, то ли его отец Ярослав. Согласитесь, политически эта фантазия куда безобиднее.

Самое печальное во всей этой истории состоит в том, что любое подобное экстремистское действие, раскачивающее национальный мир в России, рождает противодействие в среде уже русских националистов.