Давос и ныне там

Вадим БОНДАРЬ, публицист

30.01.2014

В швейцарском Давосе завершился ежегодный Всемирный экономический форум. Политики, экономисты, руководители крупнейших компаний и банков (общая стоимость представленных корпораций — 12 трлн долларов, это пятая часть мирового ВВП), а также 46 президентов и премьер-министров обсуждали переустройство мира и его последствия. 

Собравшиеся констатировали, что экономическая ситуация постепенно начинает выправляться. Развитые страны во главе с США демонстрируют пока еще слабый, но набирающий силу рост. Развивающиеся государства, напротив, отстают, поэтому им необходимы более глубокие реформы. А в целом миру следует больше внимания обратить на так называемые внеэкономические источники роста. Например, на поиск новых идей для инвестирования, среди которых — перспективная медицина, биотехнологии, возобновляемые источники энергии и т.д. В качестве наиболее серьезных угроз были выделены высокая безработица, фискальный кризис, а также нехватка питьевой воды. В топ-10 рисков также вошли изменение климата, кибератаки, продовольственный кризис, природные и техногенные катастрофы, высокая политическая и социальная нестабильность. Конечно это так. Однако всей правды, как тактичные врачи у постели тяжелобольного, участники форума не озвучили. 

Почему пошли в гору развитые экономики? Потому что этот рост поддерживается искусственно, при помощи денег, вливаемых в рынки ведущими центробанками. Он может прерваться в любой момент. Отсюда и поиск чего-нибудь эдакого. Севрюжины с хреном, гуманитарной революции или еще каких фантасмагорий. 

Кстати, о революциях. За порогом публичных обсуждений остались политико-экономические последствия так называемой «арабской весны». Конца которой, судя по событиям в Сирии, Ливии и других странах, не видно. Благоденствие в переживших ее государствах так и не наступило. Напротив, глобальное продвижение демократии при активном участии главных глобализаторов привело к тяжелым экономическим последствиям. В регионе около 15% трудоспособного населения ищут работу, сообщает издание al-Hayat со ссылкой на исследование программы «Цели развития тысячелетия» за 2013 год, проведенного ООН в арабских странах. Куда выльется энергия озлобленных безработных, интенсивно подвергающихся ортодоксально-реакционной и откровенно террористической пропаганде? А мятежные настроения провоцируются не только в этом регионе. Значит, негативные процессы будут только нарастать. Что мы видим на той же Украине.

В Давосе убеждены: альтернативы современному неолиберальному капитализму нет. Вопрос, не начинает ли он рушиться под тяжестью собственных проблем и ошибок, на саммите не поднимался. Хотя именно здесь и именно в таком формате это можно было бы сделать. Дискуссии ведутся о чем угодно, только не о первопричинах болезненного состояния мировой экономики и вытекающих из этого социальных проблемах. 

Проблемы эти — не только безработица и увядание столь любимого неолиберальными политэкономистами среднего класса. Это прежде всего нежелание людей, имеющих работу, отдаваться ей с необходимой энергией и творческим запалом. Ведь что получается: на низком старте уже шестой технологический уклад с робототехникой андроидного уровня, генной и биоинженерией — а производительность труда в мире падает. Анализ исследовательской группы Conference Board показывает, что впервые за несколько десятилетий большинство стран в прошлом году не смогло повысить эффективность производства. Рост производительности труда в мире сократился с 3,9% в 2010-м до 1,7% в 2013-м. Получается, что, несмотря на высокие технологии и создание все более комфортных рабочих мест, люди перестали по-настоящему «креативить» и от души вкалывать. Почему? 

Компания Gallup на основании проведенных в 2013 году опросов определила, что 87% жителей Земли, трудящихся в самых разных компаниях и организациях, недовольны своей работой. Увлечены ею только 13% сотрудников, это примерно 180 млн человек, которые психологически удовлетворены своей должностью, и чей вклад в работу компании будет наивысшим. У остальных нет мотивации, а значит, они не готовы выкладываться.

Почему люди настолько утратили, как говорили раньше, поэзию труда? Двадцать лет назад нам говорили, что социализм оказался неудачным экспериментом. Капитализм с его идеологией потребления и удовлетворения постоянно растущих желаний — вот истинный светоч мирового прогресса. Ради постоянной потребительской гонки и стремления превзойти других человек будет трудиться несравнимо более эффективно, чем при социализме. А уж на высокотехнологичных, комфортных рабочих местах и подавно. И вот — плачевный результат. Кто виноват? Что делать? 

Но в такие дебри участники и гости давосского форума не углублялись. Обстановка официозной наукообразной презентабельности и кулуарно-салонной тусовки в самом высокогорном городе-курорте Европы к этому не располагала. На фоне залитых солнцем живописных пейзажей у представителей мировой политико-экономической элиты было совсем другое настроение. Они красиво и спокойно общались. Не особо скрывая этого, заключали так называемые неофициальные соглашения о скоординированных действиях — разумеется, ни картельным, ни каким-либо другим сговором это никто не называет. Вообще дела и поступки избранных не принято именовать терминами, применимыми к среднестатистическим единицам. Ведь это они, избранные, решают, к кому и какой термин следует применить. На форуме царило благодушие, звучали слова «оздоровление», «инвестиции», «рост», а слово «кризис» старались произносить как можно реже. Да и, правду сказать, какой у них кризис? Исследование благотворительной организации Oxfam свидетельствует: почти половиной мирового состояния (46%) владеет 1% населения Земли. В общей сложности им принадлежит 110 трлн долларов. Собравшиеся в Давосе — как раз из этого процента. Совокупное состояние только 15 самых богатых гостей оценивается в 286 млрд долларов. Ну, какой кризис, помилуйте?