Кадры ломают все

Максим КАЛАШНИКОВ, писатель, публицист

01.02.2013

ЯНВАРСКИЙ испытательный полет нашего истребителя пятого поколения с Дальнего Востока в Подмосковье произвел впечатление. Но пока это событие стоит особняком в реализации планов перевооружения армии. Можно сказать с уверенностью: оборонную промышленность России придется создавать заново.

В рамках госпрограммы страна должна получить 1500 новых самолетов и вертолетов, 200 новых систем ПВО. И еще много чего — за выделенные на это 20 триллионов бюджетных рублей. Вот только кто все это будет строить?

Что сегодня из себя представляет типичное предприятие ВПК РФ? По-европейски отремонтированный офис начальства. Выставка прежних достижений — в макетах и фотографиях. Какие-то рисунки модернизированных или даже новых систем. А дальше — обшарпанные производственные цеха со старым оборудованием, в которых еще крутятся пенсионеры. Или — как вариант — конструкторские бюро с седовласыми инженерами. При этом у простых работников зарплаты нищенские (молодежь сюда не заманишь), а у начальства — астрономические жалованья и бонусы. Зарплаты нескольких «менагеров» — как всего остального коллектива, вынужденного вкалывать «за три копейки». На содержание этих «парней особо ценных» тратится больше, чем на новые станки или на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР).

Последние кадры профессионалов-промышленников почти тотально заменены на каких-то непонятных выдвиженцев, коим в момент гибели СССР зачастую не было и двадцати. Это племя никогда в жизни не разрабатывало и не ставило в производство современных систем оружия, не плакало от счастья при успешных испытаниях. Зато оно умеет «осваивать средства», играть активами и безжалостно губить плоды работы целых поколений. Как правило, все это — ставленники холдингов с многоэтажным управлением, где на каждом этаже сидят мастера откусывать от бюджетного пирога.

Читаю биографию одного из нынешних руководителей крупного двигателестроительного (для боевой авиации) московского завода. Кадр еще тот! 1970 года рождения, никакого опыта научно-производственной деятельности нет по определению: в постсоветской РФ его набрать было просто невозможно. Заглядываю в послужной список. Ох ты! Оказывается, он был финансистом в скандально известном холдинге. В 1995 году холдинг разорился, причем со всеми признаками финансовой пирамиды.

Говорю с инженерами предприятия. Они просто ненавидят начальство. Спесивые и надменные, эти господа с технарями и конструкторами разговаривают через губу. Да еще и мечтают вынести завод за пределы Москвы — чтобы освободить землю под «элитную недвижимость» или осточертевшие всем торгово-развлекательные центры. То, что при выводе уникального научно-производственного объединения из столицы окажутся потерянными последние кадры конструкторов с реальным опытом создания современных двигателей, «менагеров» не волнует.

Вот вам нынешний ВПК — приведенный пример не единичен, но показателен. Нет ничего удивительного в том, что с такими «кадрами» любой оборонный заказ в РФ оборачивается массовым разворовыванием средств. До производства доходят сущие крохи, в лучшем случае, треть. И выпускаемая техника в итоге получается «золотой», запредельной по ценам. Ибо в цене ее сидят не только многочисленные откаты-отпилы, но и чудовищные затраты на содержание полумертвых заводов, их платежи за электричество, тепло, воду. А качество сверхдорогой техники оказывается посредственным: оборудование и технологии устарели. Да и выпускается она не массово, как в советское время, а считанными единицами, отчего объективно получается архизатратной.

Советский ВПК жил полноценно в том числе и потому, что параллельно с военной техникой выпускал массу гражданской продукции: стиральные машины, бытовую электронику и технику, мотоциклы, оборудование для медицины и пищевой промышленности. Все это объективно удешевляло вооружения для СССР и питало живительными соками его оборонную индустрию. Но сейчас всего этого нет. Остатки ВПК выпускают только оружие. И это предопределяет его крах в силу непомерных издержек.

А потому реализацию озвученных правительством и, безусловно, крайне важных планов перевооружения, в первую очередь, нужно начинать с очень жестких мер по наведению порядка в «оборонке». По сути — ее воссозданию. А пока всего этого не сделано, заявленные 20 триллионов мы рискуем просто вбухать в никуда.

ЦИТАТА В ТЕМУ

«Это же не сфера бизнеса, когда я менеджер и могу управлять чем угодно: хотите — мясорубкой, хотите — косметическим аппаратом, хотите — огромным коллективом, хотите — не очень большим, хотите — молокозаводом, а хотите — мясокомбинатом. Это не та история!»

Из интервью министра обороны РФ Сергея Шойгу программе
«Вести в субботу», 26.01.2013