В лимонаде — ​клофелин, в голове — ​ветер

Станислав СМАГИН, публицист

30.06.2019

В соцсети ВКонтакте есть достаточно популярное сообщество «Кокои ты зоголовок» (именно так), где публикуются абсурдные и гротескные названия к не менее абсурдным и гротескным новостям. Из последнего: «Мужчина захотел проучить ухажера своей дочери и начал к нему приставать», «В Петербурге инспектор ДПС пытался догнать Аладдина на ковре-самолете», «В Австрии современный многоквартирный дом будут отапливать пивом». История о том, как москвичи массово соглашались выпить лимонада из бутылки, предложенной незнакомым кавказцем, а потом оказывались на больничной койке с тяжелым отравлением и без кошелька, вполне заслуживает почетного места в данной коллекции. Причем вне зависимости от заголовка.

Пострадавших в итоге оказалось двадцать четыре человека, и это приблизительная, минимальная, цифра — ​вполне возможно, не все случаи пока выявлены. Впечатляющая подборка, даже с учетом того, что многие наверняка от щедрого угощения отказывались. Но что было в голове у тех, кто соглашался? Насколько же наивен и лишен элементарного инстинкта самосохранения человек, позволяющий поймать себя на подобного рода уловку — ​кажется, таких просто не бывает. Но нет — ​они существуют.

Возможно, вышесказанное звучит излишне сурово по отношению к жертвам мошенника. Нет, конечно, их жалко, к тому же они не только лишились личных вещей, но и повредили здоровье. Однако еще большую досаду вызывает общество, в значительной своей части впавшее в инфантильность. И с социологической точки зрения случившееся куда печальнее, чем убытки конкретных лиц.

Очевидно, что бурный технологический прогресс человечества не сопровождается столь же мощными качественными достижениями в морально-нравственной сфере. Однако и про умственную зрелость, порой, можно заявить то же самое. Собственно, об этом — ​пусть и в утрированной форме — ​писал ещё Руссо: «Прогресс не дал нам ничего, кроме падения нравов». Когда же моральная нечистоплотность одних в виде пищи использует потрясающую наивность, если не сказать глупость, других, картина выходит и вовсе безрадостной, даром что задним фоном выступают современные велодорожки и повсеместный wi-fi. Ну, так зайди в интернет-поисковик и вбей запрос «что делать, когда незнакомец на улице предлагает выпить лимонада». Нет, не вбивают.

Довольно долго было популярно мнение, что в XX и XXI веках люди больше не нуждаются в религии, ибо научились мыслить самостоятельно и различать добро со злом без внешней точки опоры. Правда, в итоге выяснилось, что метафизическая и социальная роль конфессий явно не исчерпана, да и вряд ли может быть исчерпана когда-либо. Судя по всему, в аналогичном «переоткрытии» нуждается и система предрассудков, стереотипов, навыков и заградительных барьеров, позволявшая сохранять жизнь, здоровье и имущество нашим отцам, дедам и более далеким предкам. Я отнюдь не утверждаю, что планшет, ноутбук или система free hands мешают человеку осознавать риски, связанные с угощением от первого попавшегося прохожего на улице. Но, как мы убедились, с их помощью быть настороже тоже получается не всегда.

Значит, хрестоматийные истины надо вбивать в головы заново, пусть и на примере невеселых и абсурдных случаев вроде столичного. Причем старшие нуждаются в обучении азам здравомыслия не меньше детей. Хотя… что вообще сегодня означает определение «взрослый», и попадают ли под него пострадавшие от коварной газировки?

В определённый момент, по историческим меркам относительно недавно, в странах европейско-христианской цивилизации появилась существующая по сию пору концепция детства как уникального и четко ограниченного по времени состояния хрупкости, незрелости, незамутненности человека — ​до этого ребёнка воспринимали не как ангелочка-несмышленыша, а как маленького в буквальном смысле данного слова взрослого. Сейчас, видимо, граница размылась вновь, причем центр тяжести сместился в иную сторону — ​взрослые превратились в больших, опять же буквально, детей, но выражается это не в душевной чистоте, а в чудовищной неприспособленности к жизни и быту.

Одновременно катастрофически растет разрыв между умом как суммой знаний, с каждым годом более отрывистых, фрагментированных и сиюминутных, и умом как житейской мудростью — ​«не суй пальцы в розетку», «не бери кредиты у метро», «не пей фанту, предлагаемую незнакомцами». Это становится бедой не только суетных мегаполисов — ​инфантильность пропитала и глубинку, традиционно считавшуюся последним хранилищем спасительной смекалки и здоровой философии повседневности.

Боюсь, не знающему письменной грамоты крестьянину или мелкому ремесленнику столетней давности оказалось бы совсем не о чем поговорить с сегодняшним правнуком, досконально знающим каталог «Глобус Гурмэ» и скидочные программы «М-Видео». И дело тут не столько в различной специфике знаний, сколько в адекватном восприятии жизни, помогающем интуитивно ориентироваться в ней и в конечном итоге выживать. Жаль, возможно, подобная задушевная беседа прибавила бы правнуку ума. Ведь, как выясняется, модный финансовый, экономический и юридический диплом в ящике шкафа и еще более модный гаджет в кармане спасения от примитивных «разводов» и опасностей отнюдь не гарантируют. И без сметливого ума и житейской мудрости гаджет легко может перекочевать в карман мошенника.


Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции