Соломенная шляпка золотая...

Эммануэль ДЮПЬИ, главный редактор журнала «Диапазон», Франция

19.01.2013

Нино Рота навсегда вошел в историю благодаря музыке к фильмам, в первую очередь к картинам великого Федерико Феллини. «Дорога», «Сладкая жизнь», «Репетиция оркестра» — это все он.

Но мало кто знает, что Рота является также автором ряда серьезных произведений — симфоний, концертов, нескольких опер, к сожалению, редко фигурирующих в репертуарах театров. А ведь это настоящие сокровища. Что и продемонстрировал Оперный театр города Нанта, представивший в конце 2012 года искрометную постановку «Соломенной шляпки».

Произведение было создано в Палермо в 1955-м — в период, когда представители западного авангарда относили оперный жанр к разряду музейных древностей. Нужно было быть почти безумцем, чтобы написать оперу по пьесе Эжена Лабиша — «буржуазного» драматурга XIX века. К тому же, музыка Рота отдает дань традициям итальянской комической оперы. В этом контексте маленький шедевр, коим является «Соломенная шляпка», неизбежно был обречен на скорое забвение. Но настало время реабилитации творчества Нино Рота, к чему немалые усилия приложил Джузеппе Грациоли.

За дирижерским пультом в Нанте именно он. С первых тактов ритмичной «Увертюры» четко выверенные жесты с точностью часовых дел мастера руководят оркестром, в котором царит дисциплина, достойная Стравинского. Музыканты Национального оркестра Страны Луары послушно играют staccato, что проносится головокружительным вихрем сквозь все четыре акта, свидетельствуя о неисчерпаемой фантазии и изобретательности автора.

Распределение ролей тоже на высоте, начиная с вездесущего Фадинара в исполнении Филиппа Тальбо — с чистым тенором, как будто сошедшим с небес по благословению Россини. Фадинар — молодой человек из хорошей семьи. В день собственной свадьбы он вынужден объехать весь Париж в поисках проклятой шляпки, дабы спасти честь одной дамы. Дама эта, роль которой исполнила Эльжбета Шмытка, вместе со своим любовником-военным (Борис Грапп, сексапильный баритон) находится в щекотливом положении. В поисках шляпки Фадинар встречает своего дядю Везине (Бо Палмер, идеальный комический тенор), ничего не понимающего в сложившейся ситуации, и баронессу де Шампиньи, принимающую его за знаменитого скрипача (запоминающееся исполнение Елены Зилио). Больше всех достается Фадинару от басов: Нонанкур, будущий тесть, преследует его вместе с гостями, приглашенными на свадьбу, а Бопертюи, обманутый муж дамы, жаждет мести (Петер Кальман и Клаудио Отелли увлеченно вжились в свои роли). В конце концов наступает счастливая развязка, и Фадинар женится на своей возлюбленной (Хендрике ван Керкхове).

Для отражения всех сюжетных перипетий нужна виртуозная постановка. Режиссерский дуэт Патриса Корье и Моше Лезер обратился к мультипликационной эстетике: фальшивые носы, зады и животы делают певцов похожими на персонажей Домье — знаменитого французского карикатуриста XIX века. Декорации, созданные Кристианом Фенуйа, ни в чем не уступают самым красивым фильмам Уолта Диснея. Во всем присутствует чувство меры, и ничто не мешает наслаждаться игрой исполнителей.

Господа руководители театров, не проходите мимо «Шляпки» — где бы она ни появилась, ее ждет непременный успех.