Трудная доля

Карен ШАХНАЗАРОВ Кирилл РАЗЛОГОВ

11.01.2013

Вице-спикер Сергей Железняк внес на рассмотрение в Государственную Думу поправки в закон «О господдержке отечественной кинематографии РФ». Законопроект подразумевает установление обязательной «доли показа национальных фильмов от общего количества сеансов в многозальном кинотеатре в квартал и в малозальном кинотеатре в день в 2013 году в размере не менее 20%». Одновременно с этим депутат внес и поправки в ст. 149 Налогового кодекса РФ в части сохранения льгот по НДС для кинотеатров только при показе фильмов, «получивших удостоверения национального фильма». Инициатива Железняка взбудоражила киносообщество, внеся драйв в дискуссии на тему: нуждается ли российское кино в столь радикальных мерах поддержки и не приведут ли они к серьезному кризису киноиндустрии?

Квоты прокату не страшны

Карен ШАХНАЗАРОВ

Формы поддержки отечественных производителей существуют в подавляющем большинстве стран мира, но осуществляются они по-разному. Это не обязательно квоты. Во Франции, например, это наценка на билеты — причем на все иностранные картины, независимо от страны производства. Но поскольку американских картин в прокате больше, они и оплачивают французский кинематограф. И французам это выгодно. В той же Франции, например, запрещена реклама кино на телевидении. Для чего? Чтобы поддержать свое кино, потому что французские производители гораздо беднее и у них нет денег на телевизионную рекламу. Таким образом, они вроде бы запрещают рекламу вообще, но фактически это идет на пользу отечественному кино. Есть очень изощренные системы. В Мексике, например, — я был очень удивлен — существует жесткая система, по которой минимум две недели в месяц в двух залах из шести должны идти мексиканские картины, даже если залы пусты — не имеет значения.

Я не знаком с деталями законопроекта, предложенного Сергеем Железняком, и пока не очень понимаю, как эта идея будет реализовываться практически. Надо анализировать. Например, достаточно ли у нас производится картин? У нас исходят из того, что каждая российская картина должна попасть в кинотеатр. Но это неправильно. Нигде в мире так вопрос не стоит. Из трех картин, как правило, лишь одна претендует на то, чтобы выйти в кинотеатральный прокат. Это норма, существующая во всем мире, в том числе и в Голливуде. Есть масса фильмов, которые не выдерживают конкуренции рынка и выходят сразу на DVD. Формально мы вроде бы делаем достаточное количество картин, но это не значит, что все они достойны проката. Реально кинотеатры могут просто ставить российские фильмы на утренние сеансы — вот вам и искомые 20 процентов отечественных картин в прокате. И толку от этого не будет никакого.

Киносообщество не всегда нужно слушать. Мне, например, кажется, что введение квот и отмена НДС для кинотеатров при демонстрации иностранных картин ничем особенным прокату не грозит. Если законопроект плохо продуман, то он просто не будет эффективно работать, как не работают у нас многие законы. Отмены льгот по НДС для зарубежных фильмов — в принципе, правильная мера. Почему иностранцы не должны платить? Такого льготного налогообложения нет нигде в мире. С чего вдруг такая щедрость? Даже если это, в конце концов, ударит по карману зрителей — я не вижу в этом страшной проблемы. Стоимость билета на иностранные фильмы увеличится, но не взлетит в два-три раза.

Не могу сказать, что целиком и полностью поддерживаю этот законопроект, просто потому, что не знаком с ним во всех деталях. Но всячески поддерживаю идею, что интересы национального кинематографа необходимо защищать. Поэтому в целом я «за» — вопрос для меня лишь в том, будет ли схема эффективной.

Спасибо «Титанику»

Кирилл РАЗЛОГОВ

Предложенный законопроект направлен против киносообщества. Это чисто популистский ход, цель которого — создать видимость деятельности у вышестоящего начальства, не очень понимающего, что к чему. На самом деле, введение квот бессмысленно. Во всех развитых странах от этого уже отказались. Квоты есть в некоторых развивающихся странах, скажем, в Южной Корее. Но там они организованы совершенно по другому принципу. Что касается отмены льгот на НДС — думаю, это сильно ударит по киносети, которая у нас и так далеко не в лучшем состоянии. И которая в свое время была возрождена благодаря вмешательству Голливуда и фильму «Титаник», в частности.

Сейчас много говорят о том, что доля сборов российских картин падает, но это не совсем так. Процентные колебания доли зависят исключительно от успеха одной-двух картин, в продвижении которых участвуют крупные российские каналы и которые приносят баснословные сборы. Если таких картин меньше двух — доля падает, если две картины есть — доля стабильна. Если таких картин три — она растет. Сейчас ситуация такова, что телеканалы теряют интерес к кино, понимая, что сериалы — гораздо более влиятельное средство воздействия на зрителя, чем кино.

При этом киносети оказывают существенную поддержку российским фильмам, особенно тем, у которых есть коммерческие перспективы. Что будет дальше, сказать трудно. Отечественных фильмов хватит, чтобы заполнить квоты в кинотеатрах, вот только толку от этого не будет никакого. Количество зрителей от этого точно не увеличится, а раздраженные кинотеатры запросто могут в ответ поставить прокатчикам особые условия. Скажем, изменить систему распределения доходов от продажи билетов. Не 50 на 50, как существует сейчас, а 90 на 10. И тогда экономический эффект от этой меры будет сведен к нулю или вообще окажется негативным.

Надеюсь, законопроект не пройдет. А если это все же случится, думаю, кинотеатры смогут найти выход. Потому что в той форме, в какой он сформулирован, его легко обойти. Например, поставить российские фильмы сеансами в шесть утра.

Задача ведь в том состоит, чтобы зрители хотели смотреть российские фильмы. Чтобы их показывали в хорошее время, чтобы была соответствующая рекламная кампания. Надо поддерживать кинотеатры, которые показывают российские фильмы — не накладывать на них дополнительные обязательства, а наоборот, стимулировать. Давать деньги на тиражирование копий и рекламные кампании, создать дифференцированные сети кинотеатров, которые будут прокатывать не только коммерческое кино. Существуют очень разные меры поддержки отрасли: одни эффективны в экономическом смысле, другие — с точки зрения культуры. К их числу квотирование, в том виде, в каком его предлагают, не относится. Думаю, предлагаемая мера поддержки никак не поможет производителям, а прокатчикам и киносетям только помешает. И престижа отечественному кино точно не добавит.