Без линии фронта

Владимир ДОБРЕНЬКОВ, декан социологического факультета МГУ, профессор

11.01.2013

Семьдесят лет назад в очередной раз решался главный русский вопрос — быть или не быть нашей стране. Сегодня он снова стоит перед нами, и ответить на этот вопрос можно только так, как это было в самом начале Сталинградской битвы, когда от имени Верховного Главнокомандующего прозвучал приказ «Ни шагу назад!». Ведь только осознав, что мы уже подошли к рубежу, подобному Сталинградскому, нация сможет мобилизоваться и отстоять свою независимость и право на особый цивилизационный путь.

Сам я коренной сталинградец, родился и вырос в городе, чье переименование, произошедшее в 1961 году, всегда воспринимал крайне отрицательно. Сталинград и Волга во многом определили мою дальнейшую судьбу, сформировав характер. А потому в канун юбилея Сталинградской битвы, в том числе и в силу ностальгических воспоминаний детства, я решил написать книгу «Сталинградский рубеж. История и современность». Книгу, вышедшую совсем недавно — в канун Нового года.

За прошедшие десятилетия профессиональными историками было создано немало научных трудов, посвященных этому — важнейшему для нашей истории — сражению. В многочисленных исторических монографиях и статьях дается подробная хронология Сталинградской битвы, показывается ее значение для хода всей Великой Отечественной войны, эти оценки уже давно устоялись, а потому практически неизменно переходят из одного исследования в другое. Мне же захотелось не только рассказать о самом сражении, но и провести параллели с современностью, показать читателям, что Сталинградская битва может помочь нам понять, что происходит с Россией сейчас.

Казалось бы, мы живем в мирной стране. В наших городах не полыхают разрушенные дома, мы не содрогаемся от многочисленных взрывов и на родных улицах не встречаем солдат армии противника, не прячемся от них по подвалам (именно таковы первые воспоминания моего детства). Но и сейчас Россия находится в состоянии войны, связанной с западными либеральными принципами развития глобальной политической и экономической системы. Для всемирного распространения последней уже не нужна прямая оккупация, ведь борьбу за ресурсы той или иной страны куда проще вести через сознание ее граждан. И именно такая — информационно-психологическая — война вот уже много лет ведется Западом против России.

В своей книге я пишу об уроках Сталинграда в контексте современной национальной безопасности, в том числе — о том, какой должна быть военно-политическая доктрина России с учетом специфики информационных войн, когда нет четкой линии фронта и тыла. 

Мой главный вывод: для победы в такой войне у страны должна быть своя долгосрочная стратегия государственного развития. Стратегия, опирающаяся на национальную идеологию, без которой мобилизация перед лицом внешнего противника просто невозможна.

Важнейшим уроком Сталинградской битвы стал ее моральный фактор. Так, Великой победы никогда бы не было, если бы она сначала не произошла в сознании нашего народа. И именно поэтому в той критической ситуации, когда враг уже подошел к берегам Волги, мы обратились к своим традиционным историческим и духовно-нравственным основаниям. 

Напомню, что как раз в дни Сталинградской битвы положительно решился вопрос о возвращении в военную форму РККА знаков различия царской армии — погонов. Кроме того, примерно тогда же произошло и значительное улучшение отношений между советской властью и Русской православной церковью. 

И в сегодняшней ситуации нам крайне важно обратиться к опыту 70-летней давности, опыту главной победы советского народа и русского духа. Только усвоив те уроки, мы сможем побеждать в современности.