Язык до Панина доведет

Игорь ШАТРОВ, политолог

25.02.2019

В удивительное время мы живем. Любую фразу, даже заскорузлую банальность или откровенную чушь, произнесенную медийным персонажем (будь он гений или фрик, неважно), тут же подхватят и разнесут. Когда наступил тот момент, после которого значимым событием стали слова, а не дела, и пустозвонство превратилось в тренд? Ведь раньше, чтобы прославиться, нужно было что-то сделать: построить магистраль, победить в соревнованиях, слетать в космос, сняться в кино. Сейчас же ляпнул — ​и вот событие!

Правда, есть такие высказывания, на которые, действительно, нельзя не обратить внимания: несправедливые, оскорбительные, наконец, просто лживые. Трудно молчать, когда переписывают историю, оскорбляют народ, а инсинуации больной психики подают как некое подобие анализа.

Вот и актер Алексей Серебряков с упорством, достойным лучшего применения, раз в год стабильно напоминает о себе странными репликами. В 2018 году национальной идеей России он назвал хамство, силу и наглость. А сейчас отличился вновь. «Мы должны демонстрировать псевдопатриотизм», — ​так осуждающе высказался Серебряков о настроениях в нашем обществе, дополнив, что проявлений псевдопатриотизма якобы требует от граждан именно власть. Что касается самого артиста, переехавшего в 2012 году с семьей в Канаду, но от гражданства РФ не отказавшегося, то от него власть имущие, видимо, ничего не требуют. Напротив, даже присвоили звание народного артиста России.

Но, несмотря на эмиграцию, Серебряков на родину часто заглядывает — ​подзаработать съемками в отечественном кино. О его канадских и тем более голливудских проектах пока ничего не слышно. Не пригодился актер на чужбине. А вот в России фильмы с его участием по-прежнему выходят: более 30 работ после отъезда в Северную Америку уже появилось. В основном это сериалы, но были и полнометражные ленты, среди которых и те, что прозвучали, запомнились.

Скажем, скандальный «Левиафан» Андрея Звягинцева, вышедший в прокат в 2014 году. Сам актер по-своему интерпретировал судьбу сыгранного им героя: по мнению Серебрякова, тот сдается, проигрывая чиновникам, потому что он русский. Хотя лично я в этой кинодраме увидел прописанную на основе американского случая трагедию маленького человека, противостоящего системе, — ​в общем-то, традиционная тема для мирового кинематографа. Вот только, по Серебрякову, порок и пораженчество имеют сугубо национальную окраску.

То ли так на Алексея подействовало канадское окружение, то ли он просто боится, что после съемок в России его не пустят на новую родину. Или все еще проще: Серебряков подобными заявлениями лишний раз напоминает о себе, ведь в случае актера самое страшное — ​это забвение. Но, согласитесь, зачастую выглядит весьма беспомощно и нелепо, когда артист вдруг начинает размышлять о национальной идее и патриотизме.

К слову, о последнем. О том, как его демонстрируют в России не на словах, а на деле. Мне вспомнилась история, случившаяся в 2010-м — ​в тот год, когда Серебрякову присвоили звание народного артиста. Авиалайнер Ту‑154М авиакомпании «Алроса» выполнял рейс из Якутии в Москву. Через несколько часов после взлета отключились бортовые навигационные системы и электропривод топливных насосов. До пункта назначения было не дотянуть, а запасных аэродромов вокруг также не отыскалось. Тогда пилоты Андрей Ламанов и Евгений Новоселов приняли решение: произвести вынужденную посадку в бывшем аэропорту Ижма в Республике Коми, чью взлетно-посадочную полосу давно вывели из эксплуатации, и она в принципе изначально не подходила для самолетов подобного типа. Однако авиалайнер приземлили, пусть и с жесткой посадкой: он выкатился за пределы полосы в лес. На борту находились 9 членов экипажа и 72 пассажира. Никто не пострадал.

Спасли авиалайнер благодаря начальнику местной вертолетной площадки Сергею Сотникову, совершившему без преувеличения подвиг. 12 лет он по собственной инициативе ухаживал за старой, заброшенной полосой, спасая ее от полного разрушения. Сотников следил за отсутствием на ней растений и посторонних объектов. Его усилия сохранили жизни 81 человека. Кстати, данный факт стал основой эпизода в одном из веселых предновогодних фильмов. Это к вопросу о том, про каких героев можно кино снимать.

И таких примеров в нашей жизни случается множество. Разве не деятельный патриотизм явили нам летчик Роман Филипов, полицейский Магомед Нурбагандов или алтарник Георгий Великанов? Подвиги в России, маленькие и большие, совершаются ежедневно. О многих мы и не знаем. Но именно они представляют истинный патриотизм, без всякой приставки «псевдо». Он проявляется в поступках, рожденных любовью к месту, где ты живешь, и к людям, которые тебя окружают. А злословить, желчь изливать, лишний раз о себе напоминая, — ​это ведь каждый может, если совесть ему позволяет.

Показательно, что слова поддержки Серебрякову прозвучали из уст Алексея Панина. Тот заявил: «По какому-то стечению обстоятельств получается, что все мысли, которые Алексей Серебряков произносит, случайно они полностью совпадают с тем, о чем думаю я». Боюсь даже предположить, по какому именно стечению обстоятельств. Уж не по тому ли, по которому сам Панин регулярно попадает в скабрезные истории? И, может, после такого примера Серебрякову стоит задуматься? Не пошел ли он, актер, пока еще славящийся не только провокационными заявлениями, но и хорошими ролями, по дорожке, накатанной бывшим коллегой, когда-то блиставшим в кино, но теперь давно уже известным исключительно как герой скандальных хроник?


Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции