Ради нескольких строчек в «Культуре»

Алексей ЗВЕРЕВ, шеф-редактор газеты «Культура»

17.01.2019

Уже в марте вся Россия отпразднует возвращение Крыма в родную гавань, состоявшееся пять лет назад. Наступивший 2019-й объявлен Годом театра, а в череде круглых дат наших замечательных современников нельзя пройти мимо юбилея Александры Николаевны Пахмутовой. И ровно в те же самые ноябрьские дни мы вспомним, что «Культуре» — тоже 90.

Осенью 1929-го, к двенадцатой годовщине революции, в киоски поступила газета «Рабочий и искусство». В названии легко читался как намек на сложность отношений пролетариата с миром прекрасного, так и тематический коридор, в котором намеревалась действовать редакция. А на дворе между тем стоял год, словно подтверждавший, что Союз находится на верном пути. За границей — Великая депрессия, а в СССР — великий, сталинский, перелом. Постепенно разворачивается коллективизация, но до «головокружения от успехов» еще далеко. Выслан Троцкий, на Дальнем Востоке наголову разбиты чанкайшисты. Кажется, ничто теперь не помешает индустриализации — в разгаре первая пятилетка. Толстый нэпман на улице — нынче редкость, главным внутренним врагом в декабре объявят кулака. В 1929-м в стране появились первые электрички, прошел первый слет пионеров, открылся первый звуковой кинотеатр. Ровесники газеты — Московская область и Московский планетарий.

...На экране монитора передо мной (в 2016 году мы оцифровали весь газетный архив!) первый номер «Рабочего и искусства» — плоть от плоти своей эпохи. Едкий и смелый. Рисунок для передовицы сделал Борис Ефимов. Авторы, среди которых два будущих главреда «Крокодила» Михаил Кольцов и Григорий Рыклин в заводной сатирической форме обнажают не только «старорежимные пережитки», но и реальные недостатки художественного творчества. Порой кажется, вопросы, поставленные тогда ребром, вечны. Наших коллег из далекого 1929-го беспокоит «безотрадный фон культурной кинопродукции», но, резюмируют они, «кино все-таки дает прибыль», а вот «театральное дело дефицитно» и вообще «продолжает переживать острейший кризис». Вопросы, более похожие на требования, журналисты адресуют руководству учреждений культуры, вышестоящим организациям, самим творцам и исполнителям: фельетон — один из самых ходовых жанров.

Газета развивалась стремительно: смена названий вполне отражает возрастающее значение именно культурно-просветительского направления для партии и правительства. «Советское искусство», а позднее «Советская культура» становятся зоркими часовыми на страже завоеваний соцреализма. Однако, активно подключившись к реформам 90-х, газета, лихо отбросившая приставку «Советская», сама терпит поражение от рыночной экономики — издание, сделавшее ставку на узкую специализацию и при этом не блещущее жанровым разнообразием, казалось, полностью исчезнет. Жизнь в «Культуру» вдохнула Елена Ямпольская. Семь лет назад вместе со своей командой она создала, по сути, совершенно новый интеллектуальный продукт. Читатели оценили его по достоинству — в первые полгода тираж вырос в десять раз. Изменилась не только графическая модель, но и сама концепция издания: понятие «культура», пожалуй, впервые за многие десятилетия было представлено на страницах еженедельника в максимально широком смысле. Обновленная «Культура» и журнал Никиты Михалкова «Свой» участвовали во всех испытаниях, выпавших на долю страны, не пропустили ни одной острейшей общественной и культурной дискуссии. Мы и сегодня стараемся не потерять в качестве, стремимся делать актуальную, умную и красивую газету.

В юбилейном 2019-м читателей ждет ряд подарков. Рубрику «Есть что вспомнить» посвятим интересным событиям, когда-либо отмеченным журналистами нашей газеты. Широко отметим юбилеи Пушкина, Набокова, Ахматовой, Шукшина, Визбора, а также 250 лет со дня рождения Ивана Андреевича Крылова. Басни великого сатирика с помощью современных поэтов обретут новое злободневное звучание.