16.12.2018
Главной новостью заседания Совета при президенте РФ по культуре и искусству, состоявшегося 15 декабря в Санкт-Петербурге, стала грядущая культурная децентрализация. Владимир Путин настойчиво продвигается к исполнению своей давней мечты — выравниванию уровня жизни регионов.
Возрождение собственного промышленного сектора с включением локализации зарубежных производств (от автомобилей до жевательной резинки) позволяет постепенно снимать напряженность в сфере занятости. Олимпиада, мундиаль, универсиады потребовали инфраструктурных изменений, а внедрение элементов современной туристической индустрии и технологий гостеприимства не только создало десятки тысяч рабочих мест, но и значительно улучшило портрет многих регионов.
Сейчас — шаг следующий: заводы, отели и стадионы — это хорошо. Но огромный культурный потенциал России вечно стремится, по Чехову, «В Москву! В Москву! В Москву!». Ну, еще в Санкт-Петербург. А сотни больших и малых населенных пунктов на одной седьмой части суши, не оскудевая талантами, продолжают ежегодно провожать их в столичные храмы культуры. «В глушь, в Саратов», помнится, собирался услать дочку еще Фамусов. С тех пор несправедливо обиженный классиком город стал культурным центром Поволжья, но фраза глубоко засела в подсознании россиян, разделяя две наши столицы и остальную страну.
Главный вердикт президента: у нас должны появиться культурные кластеры (первые четыре — во Владивостоке, Севастополе, Кемерове и Калининграде), которые объединят местные учреждения культуры и филиалы всемирно известных столичных и питерских музеев, театров и т. д. Создание филиальной сети подразумевает постоянный обмен коллекциями, труппами, постановками. Жителям Приморья не надо будет лететь в Москву, чтобы посмотреть на картины Серова: выставка сама приедет к ним, как будут курсировать между кластерами все значимые культурные события.
Важнейший организационный момент: «кластер» — не только модный экономический термин, это — специальный правовой и налоговый режим, зеленый свет на всех бюрократических уровнях и бесперебойное финансирование. Это возможность самореализации на Родине (в том числе малой) для тысяч самобытных талантов. Наконец, реальный шаг к выравниванию и культурного потенциала, и качества жизни на гигантской территории нашей державы.
Помимо обсуждения этого прорывного решения, члены президентского Совета делились с главой государства мыслями и надеждами. Что интересно, вечная тема увеличения госфинансирования не была доминирующей.
Скажем, Андрей Кончаловский говорил о поддержке отечественного кинопроката. Мультиплексы сегодня есть почти в каждой деревне, но крутят в основном блестяще сделанные технически голливудские ленты. А наши фильмы? За исключением отдельных проектов, тут прибыль на обороте меньше и медленнее, так что их показывают реже.
Однако, заметил Кончаловский, для россиян культура по-прежнему является одним из сильнейших национальных маркеров. Но «что мы строим? — задался вопросом режиссер, — национальная идея в чем? Раньше, в дореволюционной России, была триада, потом был кодекс (Моральный кодекс строителя коммунизма. — прим. автора)… идеология необходима», — считает Кончаловский. Иначе в условиях полностью открытого рынка свое культурное пространство мы проиграем просто по экономическим причинам…
А вот композитор Игорь Матвиенко привел Фонд кино в качестве примера удачной системной работы, предложив создать аналогичную структуру для популярной музыки. Сейчас в нашем шоу-бизнесе «шоу есть, а бизнеса нет», — констатировал Матвиенко, отметив необходимость «апгрейда музыкального образования» в России.
Говоря о шоу-бизнесе, Матвиенко не мог не вспомнить получившие широкую известность скандалы вокруг отмены концертов рэперов: завязавшаяся война с музыкальным мейнстримом, по его мнению, нецелесообразна и непродуктивна.
Неожиданно для многих Владимир Путин поддержал Матвиенко: «Способ, о котором Вы упомянули, хватать и не пущать, — самый неэффективный, самый плохой, который можно себе придумать», — жестко расставил точки над «i» глава государства, предложив выход: «если невозможно остановить, то нужно возглавить и соответствующим образом направлять». Наверное, услышав эту фразу, принимавшие скандальные решения руководители в разных уголках России впали в глубочайшую задумчивость…
«Мы живем сейчас в мире, где методы воздействия вчерашнего, а то и позавчерашнего дня неактуальны. Дубинками запретов можно добиться лишь обратного эффекта. Вовсе не регулировать сферу культуры — значит, поставить под удар завтрашний день страны. Регулировать в приказном порядке — значит, передвинуть угрозу в день сегодняшний», — резюмировала итоги заседания председатель комитета Госдумы по культуре Елена Ямпольская.
Состоявшаяся в Константиновском дворце беседа подтвердила: Путин стремится создать такую систему регулирования культурного пространства, которая сочетала бы в себе защиту и государственных интересов, и принципов рынка, и творческой свободы. Но этот путь требует ломки и закостенелых традиций, и бюрократических рамок.
Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции