Встретились, поговорили

Кирилл БЕНЕДИКТОВ, публицист

22.11.2018

За последние месяцы мы незаметно привыкли к тому, что некоторые чиновники стали вести себя крайне разнузданно, а то и откровенно по-хамски.

То министр труда и занятости Саратовской области Наталья Соколова объясняет, что прожиточного минимума в размере 3,5 тысячи рублей должно хватать, чтобы полноценно питаться, ведь «макарошки всегда стоят одинаково». То глава департамента молодежной политики Свердловской области Ольга Глацких доверительно сообщает новому поколению, что «государство не просило вас рожать». То замминистра строительства Красноярского края Евгений Ганчуков весело заявляет обманутым дольщикам: «Вы что, хотите, чтобы мы за вас отжимались? Ребята, так не бывает! Включите голову!» Примеры множатся. В Татарстане детский омбудсмен Гузель Удачина посоветовала многодетной матери сдать детей в детдом, пока не будет выплачена ипотека за квартиру. Или, скажем, министр ЖКХ и энергетики Свердловской области Николай Смирнов по-простецки отвечает задавшему вопрос гражданину: «А тебя ... как собирают деньги? Твоя задача — оплатить!»

На этом фоне уже не выглядит чем-то из ряда вон выходящим диалог, произошедший между жительницей поселка Суоёки Анной Власовой и главой Карелии Артуром Парфенчиковым. Беседа велась в социальной сети «ВКонтакте». Дело в том, что в маленьком поселке после проведенной оптимизации исчезли школа и детский сад. Социальный работник Анна Власова попросила губернатора решить вопрос с дошкольным учреждением, поскольку ей негде оставить своих двоих детей, чтобы выйти на работу. Однако Парфенчиков отреагировал довольно нервно: «Вы хотите предложить открыть ясли для одного ребенка до трех лет? Так у нас в Петрозаводске такого даже нет. Сидите до трех лет, договаривайтесь с бабушками, нанимайте няню. Как все поступают. Но хватит уже этих «комментариев». Вам не надоело? Исполнится ребенку три года, возите его в Суоярви».

Беседа произошла еще в середине сентября, но достоянием публики стала совсем недавно — после того, как сохраненные Власовой скриншоты опубликовал местный сайт «Руна». И общественность предсказуемо и возмущенно взбурлила.

В самом деле — что этот чиновник себе позволяет? Если Анна Власова живет в небольшом и бедном поселке, то, выходит, облеченному властью государственному мужу можно барственно цедить через губу, не говоря уже о советах самостоятельно решать свои проблемы с детьми (ох, как же это напоминает чиновницу Глацких с ее «государство не просило вас рожать»). Даже если допустить, что Парфенчиков говорит дело, и в маленьком поселке нерационально держать детский сад или ясли, то кто дал ему право так беседовать с женщиной, которая работает и платит налоги?

Пройдя через страшные испытания XX столетия, Россия растеряла многое из накопленного в прошлом — и хорошего, и плохого. Одно, пожалуй, сохранилось в неизменности с допетровских еще времен: разделение российского общества на холопов и бояр. Если ты наверху, во власти (или хотя бы при власти), то можешь покрикивать на тех, кто внизу, стучать кулаком, снисходительно поучать — это в лучшем случае. А если ты человек из народа — обязан почтительно внимать и терпеть хамство, даже если ты сто раз прав, а чиновник — нет.

Казалось бы, история с Парфенчиковым и Власовой — полностью про это. Но уже после того, как общественность узнала о конфликте между главой Карелии и соцработником из поселка Суоёки, в удручающе банальном сюжете наметился неожиданный поворот.

Высокий чиновник все-таки смог отнестись к гражданам, просившим его о помощи, по-человечески. Он приехал в Суоёки, побывал в доме у Анны Власовой и ее мужа Андрея, а потом встретился с людьми. «Вместе мы нашли вариант решения проблемы, — написал Парфенчиков. — Будем организовывать семейную группу детского сада для пяти детей. Здание аварийной школы по решению жителей передаем им на материалы и дрова. Рад, что Анна согласилась сегодня стать помощником воспитателя. Наличие в штате мамы ребенка позволит нам упростить многие юридические вопросы. Данные обязанности Анна будет совмещать с основной работой соцработника. Получился некий симбиоз семейного и филиала государственного садика».

Стоит посоветовать применять открытый Артуром Парфенчиковым метод неформального поиска вариантов решения накопившихся проблем не только губернаторам. Хорошо бы начать поступать так повсеместно. Это ведь совсем несложно — перестать быть Угрюм-Бурчеевыми и вести себя достойно чина. Удивительно только, что такая очевидная, в сущности, мысль приходит в голову не всем. Нужно учиться признавать свои ошибки, разговаривать, да что может быть проще-то?


Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции