Дешевый прием

Станислав СМАГИН, публицист

07.11.2018

Современного человека громкими инцидентами по разряду криминальной хроники давно уже не удивить. Навидались и насмотрелись всякого. Но происшествие в Уфе, где офицеры полиции спьяну изнасиловали свою коллегу, оказавшуюся родственницей высокопоставленного силовика, сумело задеть за живое не только людей в погонах.

А когда дело касается вопроса не ведомственного, но социального, всегда впору ждать автора, который талантливо, ярко и хлестко раскроет суть инцидента. На сей раз таким автором оказался Сергей Шнуров, разразившийся стихотворением скабрезного и местами нецензурного содержания. Полностью цитировать очередной шедевр скандального артиста нет смысла, любой желающий быстро и без труда найдет его через интернет-поисковики. Основная же суть такова: популярный исполнитель сравнивает «русский секс» с русским же бунтом и орудиями его подавления и мрачно заключает: «Кто-то выйдет, кто-то сядет, ничего не изменив».

Что ж, злободневно. И Шнурова отчасти можно понять. Еще в позапрошлом веке едва ли не самым серьезным обвинением в адрес литераторов стало «бегство от животрепещущих тем». Стихотворная сатира традиционно была в числе главных жанров и инструментов общественно-литературных хирургов, список которых велик и славен.

Насколько Шнуров, человек, безусловно, не лишенный некоторого таланта, вписывается в эту галерею? Думаю, если задать этот вопрос самому исполнителю, он ответит очередной скабрезностью в прозе или стихах, потому что сам все прекрасно понимает. Наше поколение смехачей (тот же Семен Слепаков, например) не старается изменить общество, выступления на злобу дня — ​лишь кичливая и глумливая симуляция таких попыток.

Недавняя история с разводом Шнурова должна была убедить всех, кто еще сомневался, в том, что лидер «Ленинграда» даже близко не бунтарь, а конформист и небескорыстный бунтоимитатор. Собственно, он и сам этого не скрывает, да что там — ​подчеркивает.

Но вот новое подтверждение — ​Шнуров вошел в число наставников на шоу «Голос», самом, пожалуй, консервативном и по-хорошему конформистском музыкально-телевизионном проекте России. Многие говорят, что он скандализирует «Голос». А возможно, и наоборот — ​это шоу лишний раз показывает реальную стоимость бунтаря.

И разве идущая за Шнуровым поросль «нонконформистов на продажу» чем-то лучше? Скажем, в модной индустрии рэп-баттлов один из главных и всеми используемых приемов, помимо нелицеприятного разбора родословной оппонента и личных связей его родителей, — ​это зачин «вы все продались и опопсели, один я рублюсь задарма, за свое честное имя и хардкор».

Год назад неофициальным королем баттлов стал Вячеслав Машнов (выступает под псевдонимами Гнойный, Бутер Бродский, Валентин Дядька, Слава КПСС и другими), который всех перещеголял в том числе и по мастерству утверждения, что вокруг одни мерзавцы, а уж он-то истый шевалье. И? Вскоре молодой человек оказался в жюри шоу «Успех» на канале СТС, в компании Филиппа Киркорова и певицы Нюши. Правда, рэпер там отыгрывает привычную роль бунтаря, подначивает конкурсантов и Филиппа Бедросовича, а затем выказывает ему свою симпатию и дарит толстовку с надписью «Антихайп».

Иногда кажется, что пугающая откровенность, с которой самые скандальные и неполиткорректные исполнители признаются, что выступают исключительно ради гонораров и «лайков» в соцсетях, — ​это часть какого-то зловещего заговора. Цель его — ​убедить людей, что любые попытки изменить окружающую реальность бессмысленны: зачем пытаться, если даже мятежники на самом деле всего лишь циничные дельцы-приспособленцы, причем прямо и открыто об этом говорящие. И последняя — ​она же основная — ​строчка стихотворения Шнурова, мол, «кто-то выйдет, кто-то сядет, ничего не изменив», подтверждает эту гипотезу.

Сама эпоха формирует атмосферу, в которой постмодернизм переплелся с «обществом спектакля», а показное хулиганство — ​с пассивностью и даже трусостью. И поменять среду, в рамках которой самое чудовищное преступление и скандал переводят в пошлую шутку с резюме «как было, так и будет», могут только настоящие нонконформисты. Пока их нет.

Поэтому права депутат Госдумы Елена Драпеко, сказавшая, что согласна с критическим настроем Шнурова, но не с тем, что ничего не изменить. И вправду — ​можно. Для начала — ​свергнуть с пьедестала тех, кто за наш счет твердит, что нельзя.


Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции