Преодолевая хама

Платон БЕСЕДИН, публицист

12.04.2018

Еще не отзвучали в российских сердцах слова Алексея Серебрякова о наших национальных чертах, как высказался и другой актер — Данила Козловский. Его оскорбили высказывания, посвященные трейлеру нового фильма «Тренер», режиссером которого он выступил. Козловский резко выразился о критиках — и понеслась! Теперь самые рьяные ругают его и клеймят как предателя Родины и русофоба. Но давайте разбираться.

Между словами Козловского и Серебрякова есть разница. Последний размышлял о национальных чертах, сводя все к тому, что русские так живут, потому что иначе не могут. Сам актер хорошо себя чувствует за границей и периодически изрекает оттуда что-нибудь русофобское. Козловский же высказался главным образом об интернет-хамах и троллях. Цитирую: «Такого количества ненависти я вообще не ожидал. Я показывал ролик в Европе, в «Челси», в Лондоне, в Ирландии, в Штатах. Там все округляют глаза: «Мать твою! Это кто сделал? Наши?» — «Нет, наши, русские». А в России сплошная ненависть и хамство. Пишут столько гадостей, что порой теряешься. Думаешь: «Ну что у вас за жизнь-то такая... что в вас столько злобы».

Конечно, человеку публичному стоит более взвешенно и избирательно подходить к выбору слов — поменьше обобщений (в духе «а в России сплошная ненависть и хамство») и побольше конкретики. Тем более, что Козловского стало слишком много, а этого у нас, как правило, не любят. Однако тем спокойнее должен относиться он сам к реакции на фильм. Как говорил Конфуций, «есть слово, руководствуясь которым можно прожить жизнь, — это снисходительность».

Что же касается апелляции к мнению иностранцев, то любое произведение в первую очередь должно учитывать национальную идентичность. И — по возможности — ее задавать. Европейцы и американцы говорят: «Мы многому учились у вас». Достаточно назвать имена Станиславского, Эйзенштейна, Чехова. Не стоит бездумно уподобляться чужому. Нужно не только учитывать мировые тренды, но и формировать их. Россия способна дать миру нового Достоевского и Толстого — создавать что-то уникальное, а сделать это можно только при естественном отборе, поиске своего пути и продуманной культурной политике, которую, как и образ будущего, необходимо вырабатывать годами.

Что же касается реакции зрителей, то жизнь у многих и впрямь не сахар, здесь Козловский прав. Может ли это быть оправданием для критиканов? Вряд ли. Зачастую для людей оставить злые комментарии о публичных личностях — что-то вроде психотерапии. Поругался, покритиковал, выпустил пар — и стало легче. Пропасть между людьми простыми и лицами с экрана для многих стала слишком велика. Она раздражает.

Но это не отменяет элементарных норм приличия. Да, любой деятель искусства должен быть готов к критике, но и зрители не должны переходить за черту. А у нас стало слишком много хамства. Интернет давно превратился в сливную яму. Тролли, хейтеры — кого там только нет. Но и в обычной жизни бескультурья стало недопустимо много.

А главное — нет уважения к ближнему, которое надо воспитывать. Важно, если угодно, видеть в человеке рядом именно человека, а не манекен наподобие тех, для битья, что ставят в японских офисах для снятия стресса (бей, плюй, хами — расслабляйся). Тренировка терпимости — фундаментальная задача нового российского общества.

Как этого добиться? Важна культурная политика, благотворное действие кино, музыки, книг. Не только развлекать надо, но и учить, воспитывать, задавать образ будущего и модель отношения к человеку. Будет это — станет меньше хамства. Не будет — и поток оскорблений усилится. И на самом деле это задача как актеров и режиссеров, так и самих зрителей. Тут все — на одной стороне.

Сейчас мы все больше говорим о поиске идентичности, стараемся дать ответ на старый вопрос: «Так в чем сила, брат?» А сила России — во-первых, в людях, а во-вторых, в культуре. Мы понимаем друг друга — независимо от того, кто мы по крови, — по единым культурным кодам.

Слова Данилы Козловского и споры о них позволили нам вспомнить об этом. России стоит уповать исключительно на себя, и страшнее врагов внешних сегодня — внутренний раздрай, изжить который можно через становление нового человека. Того, кто способен видеть не только себя, но и другого, переходя от любви к ближнему к любви к Родине. Так часто отмечаемые в последнее время хамство, агрессия, неуважение — признаки не только бескультурья, но и общественного разлада.

Если кажется, что культуре сегодня не над чем работать, то вот — огромное поле для творчества.


Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции