Обратная сторона Луны

Ольга АНДРЕЕВА, журналист

13.07.2017

В начале июля стали известны результаты Всероссийской лабораторной работы, в просторечии «лабы». История ее коротка, но уже показательна. Задуманная как естественнонаучный ответ на «Тотальный диктант», она симметрично взяла за основу тот же принцип — проверку базовых школьных знаний. Итог поразил организаторов и самих участников: только трое из 15 тысяч набрали 18 баллов из 20 возможных. Высшего показателя не достиг никто, а семеро не получили вообще ни одного балла, то есть не дали ни одного верного ответа. Среди семи «триумфаторов» два студента и два кандидата наук, зато в тройке победителей — пятиклассник из Москвы. 

Организаторы с удивлением констатировали неожиданный факт: в сухом остатке обнаружилось, что школьники гораздо лучше разбираются в базовых принципах устройства мира, нежели люди взрослые, обремененные дипломами, степенями и даже серьезными научными заслугами. Тот же победитель-пятиклассник легко дал правильный ответ на вопрос, который поставил в тупик академика и выдающегося экономиста. Звучал он так: верно ли утверждение, что темная сторона Луны никогда не видна с Земли? Мальчик точно считал в формулировке терминологический подвох: темная — не значит обратная. С Земли не видна лишь обратная сторона Луны. Все прочие стороны спутника в зависимости от лунной фазы то освещаются Солнцем, то пропадают в темноте. 

Школьники оказались куда лучше подготовлены к процессам, связанным с обработкой информации, нежели взрослые. Например, только 23,3 процента участников Всероссийской лабораторной работы верно ответили на вопрос, опасны ли овощи и фрукты с ГМО по той причине, что в них содержатся гены. Нет, не опасны — просто потому, что гены есть во всех продуктах биологического происхождения. В основном правильные ответы давали подростки — в среднем их результаты на два балла выше, чем у всех остальных. А ведь проверяли себя и академики, и доктора наук, и кандидаты, и студенты вузов.

Итоги по-хорошему должны бы стать отличным материалом для социологов и антропологов. Выходит, школа дает детям универсальный ключ к жизни под названием здравый смысл. Зато последующие ступени обучения его аккуратно вынимают из карманов. Как это происходит, мы отлично знаем сами. Способность нашего общества порождать мифы, страстно в них верить, а потом столетиями в муках и борьбе разоблачать — все это в результатах Всероссийской лабораторной выглядит вполне наглядно. Белый шум информационного поля медленно, но неуклонно подчиняет себе мышление взрослого человека. Если на каждой интернет-странице настойчиво сообщать пользователю, что сода вылечит рак и грибок ногтей — рано или поздно люди начнут лечиться содой. И не надо полагать, что этим дело ограничится. Поверив в чудесные свойства подсолнечного масла или ужасы ГМО, замученный блогами и СМИ россиянин легко примет за истину и волшебную силу мини-кредитов, и магию Кашпировского, и то, что Вторую мировую войну выиграли американцы. Только дети еще способны сопротивляться сну разума. 

Картина мира у общества не то чтобы разрушена, но управляема. Очутившись в зоне агрессивного потока информации, сомнительного высшего образования и отчаянного стремления к вере на слово, мы становимся беспомощны и чересчур уязвимы. Мы это подозреваем и постоянно боимся быть обманутыми, поэтому обращение «врачи много лет скрывают от нас свойства соды» самым странным образом вызывает большее сочувствие, чем статья в медицинской энциклопедии, которую к тому же, увы, никто не прочтет. Тут важен не столько сюжет, сколько сам механизм провокации. Сода, по крайней мере, безвредна, но вот призыв не верить властям, экспертам — может стать роковым. Ведь уж если сопротивляться, то до конца: до полного предела, когда тебе говорят о том, что дважды два — четыре, а ты чуешь подвох. 

Проблема, кроме того, в том, что и чиновники, и ученые мужи оказываются жертвами сна разума и тоже могут ошибаться. Отсутствие привычки к последовательным доказательствам и диалогу с аудиторией слишком часто делает их заявления совершенно голословными. В результате мы живем в пространстве, где нет точек опоры, нет абсолютной истины. Единственный возможный выход — полагаться на собственный здравый смысл и умение работать с информацией. Как пятиклассник. К сожалению, отличить темную сторону Луны от обратной, как выяснилось, в России могут далеко не все. Но есть с кого брать пример.


Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции