Пока двое дерутся

Платон БЕСЕДИН, писатель

30.05.2017

Во вторник Владимир Путин и Эмманюэль Макрон провели трехчасовые переговоры, и контекст здесь не менее важен, чем то, что было сказано. Запад размышляет, как залатать трещину, образованную чуть ранее, — во время встречи Дональда Трампа и Ангелы Меркель на саммите G‑7. 45-й президент США не обошелся без привычных чудачеств — загородил канцлера Германии на общей фотографии. Однако за поведением главы Белого дома кроются не только приписываемые Трампу шовинистические мотивы, но и более весомые причины. Берлин и Вашингтон перестают находить общий язык. А это значит чуть больше, нежели просто неудавшаяся протокольная встреча — нет, два сверхамбициозных лидера не пришли к согласию, которое столь много значит для Запада.

Ведь мы привыкли видеть его именно таким — американо-европейским. Есть Америка, гегемон, диктующий волю большинству стран, в том числе в Старом Свете. А где-то в орбите интересов Вашингтона, собственно, сама Европа, где корону давно примерила Германия. В шутке Марин Ле Пен о том, что президентом Франции в любом случае станет женщина (толстый намек на доминирование Меркель над Макроном) ничего смешного не было.

Однако мир меняется. Запад все меньше похож на цельный монолит, где роли играются по праву памяти. Залежалый грецкий орех треснул и раскололся на две половины. Фото, на котором Меркель ошалевшим взглядом косится на Большого Дональда, говорит само за себя.

Но, кроме лишенных протокольности снимков, есть и слова. Фактически Трамп обвинил государства НАТО в том, что они недоплачивают в бюджет альянса, а «дыры» покрываются за счет Америки. Да, по сравнению с предыдущим предложением распустить блок удар смягчился, но жесткий посыл остался в силе.

Серьезны разногласия у США и Европы и по поводу климатического Парижского договора. Трамп настаивал на выходе из него, и пусть сейчас он несколько скорректировал позицию, однако противоречия сохраняются.

В адрес же лично бундесканцлера Дональд не стеснялся в комментариях, будучи еще кандидатом. Достаточно вспомнить фразу: «Я думаю, Ангела Меркель сделала трагическую ошибку в вопросе с мигрантами. Если не отнестись к сложившейся ситуации грамотно, то это станет концом Европы».

Любопытно и вот что. Накануне — до Трампа — Меркель принимала в Берлине старого знакомого, экс-президента США Барака Обаму. Тот в привычной манере рассуждал о толерантности и гуманизме, и Ангела эту риторику горячо поддержала. Более же конкретные и отчасти радикальные заявления действующего главы Белого дома вызвали у нее плохо скрываемое отторжение. И это слишком похоже на принципиальное идеологически-мировоззренческое расхождение между двумя лидерами.

Их встреча на саммите G‑7 не оправдала ожиданий европейцев. О том свидетельствует и весьма категоричное канцлерское резюме: «Времена, когда мы могли полагаться на других, прошли, я это прочувствовала в последние дни. Бороться за наше будущее и нашу судьбу мы должны сами». Еще откровеннее высказался координатор немецкого правительства по трансатлантическому сотрудничеству Юрген Хардт: «Увиденное на саммитах НАТО и «большой семерки» не соответствует ни интеллектуальному, ни любому другому потенциалу, который мы могли бы ожидать от США».

Слова особые, если учесть, что Меркель предстоят выборы в Германии. А старые добрые немцы действительно устали быть сателлитом Вашингтона, пусть и могущественным. Не слишком рада этой роли и фрау канцлер. Именно сейчас у нее есть все шансы превратиться в безоговорочного и, по сути, единственного рулевого новой Европы.

И на саммите G‑7 она еще раз напомнила о том, что древний континент желает большей самостоятельности. Для этого начнет восстанавливаться и укрепляться ядро «Берлин — Париж»: не случайно Меркель столь часто и лестно отзывается об Эмманюэле Макроне.

Однако Дональд Трамп — человек тотальной власти, в своей бизоньей манере старающийся подмять всех под себя. Его амбиции распространяются на всю планету. Америка — таков ведь был предвыборный слоган — должна снова стать великой.

Нашла коса на камень. Представить себе президента США, который вдруг начнет извиняться перед Берлином за резкость, невозможно. Но и Меркель — не девочка для битья. Конфликт, в который Россия не втянута, — отличный повод укрепить позиции. Москве пора, не стесняясь, воспользоваться противоречиями, стать проводником, балансиром, сдерживающим Запад американский в лице Дональда Трампа и Запад европейский в лице Ангелы Меркель, антагонизм между которыми, несомненно, будет лишь нарастать. Эта игра стоит свеч.


Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции