Памяти павших будем достойны

Михаил БУДАРАГИН, публицист

07.05.2017

9 Мая — главный праздник страны. Факт не нуждается в дискуссиях, что создает новые проблемы для общества, которое пока не привыкло к такому уровню серьезности. И до появления «Бессмертного полка» значимость Дня Победы была высока, но миллионы людей, вышедших на улицы с портретами воевавших родственников, сделали эту дату самой важной в деле национального, гражданского, общечеловеческого объединения. По данным ВЦИОМ, 96 процентов россиян одобряют шествие: другого подобного шанса на преодоление наших давних разногласий может и не представиться.

Впрочем, здесь же скрыты и риски. Чем выше мы взлетели, тем больнее падать и труднее держать планку. Речь ведь идет не об отмечании Нового года под «Иронию судьбы» и салат. В экономике есть понятие — «эффект высокой базы»: когда долгое время все росло и развивалось, любое замедление воспринимается куда болезненней, нежели в случае «низкой базы», ситуации, при которой все так плохо, что маломальский просвет — уже достижение.

День Победы несколько лет подряд проходил удивительно ярко, настолько насыщенно и трогательно, что сейчас всякая оплошность сможет нанести существенный вред. Конечно, главной картинкой будет московская часть шествия, но пока из регионов, вовсю готовящихся не ударить в грязь лицом, порой приходят неутешительные новости.

Так, например, по социальным сетям гуляют фотографии из провинциальных торговых центров, где продают плакаты для «Бессмертного полка». Прямо с портретами. На состаренных фотографиях может быть изображен кто угодно. Теперь представим себе колонну «внуков лейтенанта Шмидта», гордо несущих перед собой совершенно одинаковые картонки. Вот и готовые первые полосы западных газет с «разоблачениями». Злого умысла шествующие могут и не иметь («все побежали, и я побежал»), но ведь спорить станет поздно. Думаю, «типовые плакаты» надо из продажи изымать: любой, кто захочет сделать собственный, найдет и картон, и гвозди. Их недостатка в стране нет.

Однако беда еще и в том, что быть внимательными, а где-то — просто не перегибать палку у средней руки начальников получается не всегда. Накануне праздника в интернете старательно запускают информационные волны: мол, смотрите-ка, бюджетников насильно сгоняют на 9 Мая, жуть, что творится. Чем ближе День Победы, тем больше услышим подобных историй, вымышленных и, к сожалению, вполне реальных.

Разумеется, необходимо раз и навсегда запретить даже думать о том, чтобы кого-то принуждать участвовать в марше «Бессмертного полка». Верно обратное: если человек не чувствует желания, не может или — да, да, так случается — идти ему не с чем, пусть он просто смотрит парад по телевизору. Никакой огромной массовки не нужно, соревнования «кто больше вывел народу» недопустимы, все же разговор не о весеннем субботнике, где муниципалитеты имеют полное право немного посоперничать друг с другом.

Всякое неловкое движение, любой перехлест стоит отмечать, делать выводы, анализировать. Сюжеты множатся: то в одном из регионов на шествие пускают только «через МФЦ» (хотя задача у многофункциональных центров — помогать, а не ставить препоны), то со страниц интернет-изданий ведется дискуссия, как «правильно» носить Георгиевскую ленточку, и даже вмешательство пресс-секретаря президента Дмитрия Пескова не останавливает активистов от попыток научить единственно верному, «каноническому» повязыванию. Простите, зачем? Мы не на войне, где к форме нужно относиться так, как предписано, ибо дисциплина часто важнее смекалки. Одно дело — бороться с использованием символа Победы в коммерческих целях. Не секрет, что ленточку нынче лепят на все подряд, начиная с водки и заканчивая шлепанцами, унитазами и майонезом. Совсем другое — цепляться к людям, осуждая искренний патриотический порыв: «не вешай на сумку».

Надеюсь, описанные выше «перегибы» растворятся в великом чувстве причастности к чуду Победы, и мы, как завещал Роберт Рождественский, памяти павших будем достойны. Однако следует помнить одну парадоксальную и очевидную данность: сегодня наш главный День в году — молодой праздник. Людям, которые родились в 1940-м и не могли стать ни участниками Великой Отечественной, ни тружениками тыла, уже по семьдесят семь, живых ветеранов, бывших неотъемлемой частью 9 Мая, почти не осталось. Их рассказы, нередко скупые, без описаний геройств и подвигов, являлись для немалой части социума сутью памятной даты.

Теперь все иначе. Мы сами, обычные граждане страны, потомки воинов-освободителей, вдохнули новую жизнь в День Победы, и впереди — много лет, до тех пор, пока не вырастут наши дети. Планку придется держать, перекосы замечать и исправлять, не путая частное с общим.

9 мая 2017-го будет трудным, и стоит правильно и вовремя извлечь все уроки, которые окажутся сейчас преподаны, чтобы не повторять ошибок. Нация — живой организм, она растет и развивается в том числе потому, что осознает смертность человека, которой обеспечивается бессмертие народа. Герои, оборонявшие Брест, рывшие окопы под Москвой, стоявшие у станка в блокадном Ленинграде, сражавшиеся в окопах Сталинграда, наступавшие на Запад и бравшие Берлин, были каждую отчаянную секунду смертны. Мы сегодня живые и должны до конца довести разговор о том, как именно и зачем существуем дальше на этой земле в качестве единого народа.


Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции