Звездный час

Виктор МАРАХОВСКИЙ, публицист

06.04.2017

То, о чем год назад просил Роскосмос, произошло. Как заявила министр образования и науки РФ Ольга Васильева, с этой осени в школьную программу возвращается астрономия. Предмет будут вести учителя физики (что они, собственно, массово и делали в советское время — наряду с географами).

«Часовых» изменений не произойдет: астрономию просто выведут из курса физики. «У нас есть учебники, они были всегда в федеральном перечне, преподаватели готовы», — отметила глава Минобрнауки.

В разработанных министерством поправках к Федеральному государственному стандарту указано, что на уроках астрономии дети должны понимать на базовом уровне: эволюцию Вселенной; развитие звезд; основные астрономические термины (световой год, звездная величина, астрономическая единица и пр.); строение Солнечной системы; на уровне углубленном — «связь физических законов, открытых в земных условиях, и явлений во Вселенной».

Предваряя естественный вопрос: смысл выделения астрономии в самостоятельный предмет (что означает и собственные отметки, и итоговую оценку) заключается в том, чтобы дети на него не могли «забивать». Одно дело — провалить часть курса физики и совсем другое — иметь двойку по целой дисциплине.

В общем, есть основания полагать, что в поколении нынешних подростков по сравнению с теперешними «разгневанными первокурсниками» количество знаний о планетах и квазарах резко повысится.

Событие это, уважаемые читатели, для большинства соотечественников, безусловно, положительное. Но, разумеется, не для всех — и вот почему.

Это для вменяемой части общества хорошо, что молодежи придется отчитываться о Большом взрыве, возрасте Вселенной, реликтовом излучении, образовании звезд, о том, чем земная группа отличается от газовых гигантов, по какой причине Плутон изгнали из планет и почему не существует Нибиру. Это разумные люди только порадуются, что в мозгах юношества установится связь между законами физики и устройством космоса. Потому что речь идет о фундаментальном знании, о базе и в широком смысле вообще — о начальной привычке мыслить системно.

Однако есть и те, кого возвращение астрономии огорчило. К ним относится широкий круг увлеченных пессимистов, которые уже вынесли суровый свой приговор не просто отечественному образованию, но всему нашему государству. И которым сейчас министр Васильева самым наглым образом ломает уютное мировоззрение.

Штука вот в чем. Существует концепция, с гигантским удовольствием разделяемая определенными категориями сограждан: российское государство захвачено и оккупировано хитроватыми конкистадорами-пиратами, высадившимися среди русских, как среди индейцев — с Библией в одной руке и огненной водой в другой.

Согласно этой концепции государство спаивает население и отупляет одновременно, целенаправленно вытесняя всякое знание из мозгов поколений и заменяя его (это произносится и пишется без всякой условности)«религиозным мракобесием». Опубликованы десятки унылейших «смищных» фельетонов на тему «мальчик приходит из школы и отчитывается папе о том, как сжигать ведьм по закону Божию». Ну и далее в том же духе.

Кстати, уже сам по себе юмор про «сжигание ведьм под руководством РПЦ» говорит, насколько дремуче необразованны, как правило, носители концепции Охмуряющего Народ государства.

Но дело в том, что эта концепция — она вообще не о битве науки с клерикализацией и темнотой суеверий. Она про то, что исповедующие ее начинают считать себя «просвещенными в силу убеждений». Уже само недовольное «бу-бу-бу, насаждают мракобесие», по их мнению, вручает почетное членство в неформальном клубе образованной публики. И по барабану, образованы ли они на самом деле. Как настоящие защитники просвещения, эти товарищи верят в магию, способную решительным «вжух» превратить их в интеллектуалов и эрудитов.

И конечно же, такой подход дает отличный повод отречься от своего государства и общества, от родной страны и от всех дел ее — ибо «это не моя страна, ее у меня отняли, это страна хитрых мракобесов и охмуряемого быдла».

…Ну а вменяемое большинство, — которое, заметим, не видит никакого противоречия в сочетании религиозно-культурных знаний с естественнонаучными, — остается, повторимся, только поздравить.


Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции