Хорошо живем

Татьяна ВОЕВОДИНА, предприниматель и публицист

18.01.2017

Что значит «хорошо жить» — установлено передовой наукой. Это раньше, до эпохи универсального прогресса и прав человека, смысл сего понятия трактовал священник, а позднее — парторг. Теперь объявлено: хорошо жить — значит непрестанно повышать уровень доходов и потребительскую активность. Больше потребляешь — лучше живешь и мыслишь оптимистично, меньше потребляешь — живешь плоховато и мыслишь соответственно. По этому поводу проводятся социологические опросы, которые фиксируют, кто и что может купить, как он это оценивает и т.п. Вопросы задают специально подготовленные девушки особыми социологическими голосами; каждый с ними когда-нибудь да встречался.

И все бы так и шло в направлении, предписанном учеными, пока вдруг не случилась антинаучная заминка. Недавно почти одновременно были проведены два исследования самочувствия граждан и их отношения к своему материальному положению. Одно осуществил лояльный ВЦИОМ, другое — НИУ ВШЭ, в стенах которого охотно подвизаются многие оппозиционеры. И открылась… почти что «бездна, звезд полна». Оказалось, реальные доходы населения вот уж два года снижаются, а самочувствие — идет вверх. Такой вот у нас неправильный народ, антинаучный.

Что же показали опросы? Ожидания и настроения россиян резко улучшились, сообщил на днях ВЦИОМ. В декабре 2016-го каждый четвертый из респондентов отметил, что самые тяжелые времена позади, притом что годом ранее так считал почти каждый пятый (19 процентов опрошенных).

И это еще не все. Ожидания ожиданиями, а как сегодня-то живут и чувствуют себя граждане? А вот как. В конце минувшего года 72 процента россиян, участников исследования, назвали ситуацию в своей жизни в разной степени хорошей. В разной степени плохой — немногими более четверти респондентов. Остальные не определились. В конце 2015-го доля позитивных ответов составляла 67, негативных — 31 процент.

Преобладают положительные оценки общей ситуации в стране. В разной степени хорошей ее теперь признают 56 вместо 46 процентов годом ранее, а в разной степени плохой — 41 против 51 процента.

Ну ладно, ВЦИОМ в некоторых кругах принято считать начальственным подголоском. Но вот и архилиберальная Высшая школа экономики с изумлением обнаружила: каждый второй из тех, кому не хватает денег на продукты и одежду, не видит в этом большой проблемы.

Предметом изучения стали реальные доходы и потребительская активность населения страны. Авторы исследования пишут: «Сокращение общего объема розничного оборота товаров и услуг с октября 2014 года по ноябрь 2016 года — достигло 15,4 процента». Что я вижу и в моем торговом бизнесе.

При этом не отмечено явного снижения оценки россиянами собственного материального положения. Определенные трудности с приобретением продуктов и одежды в 2016-м были у 41 процента опрошенных (у 11 процентов денег не хватало даже на еду). При этом только 22 процента оценили свою материальную ситуацию как плохую или очень плохую. «Далеко не каждый житель страны, не способный приобрести необходимые товары, рассматривает свое материальное положение как проблемное», — резюмируют авторы исследования.

Как же объясняют эксперты и прочие научные мудрецы такую нестыковку? По мнению НИУ ВШЭ, это свидетельствует о «привыкании граждан к снижению потребительских стандартов». Многие комментаторы видят причину удивительного результата в воздействии телевидения: гражданам показывают благостную картинку — они и рады. А как же тогда популярная сентенция, что холодильник всегда перевешивает телевизор? Опять не складывается.

И никому не приходит в голову простое объяснение: наши люди — другие, не те, что дали материал, взрастивший науку социологию. Иное их радует и печалит, они иначе думают и чувствуют, чем тот западный обыватель, из наблюдений над которым возникла абстракция «экономического человека» — героя социологии и экономикса. Это не хорошо и не плохо, просто факт такой. Когда-то к этой мысли — что у нас все другое — близко подошел Джеффри Сакс, бывший в 90-х советником Ельцина при переводе государства на рыночные рельсы (пришел, правда, поздно, когда все развалили). Он говорил об экономике. Но ведь экономика — это производная от народного духа.

Что же такое видят наши люди в окружающей жизни, что внушает им оптимизм? Уверена: возвращение родной страны к ее традиционной роли — важной и влиятельной в мире силы. Какой был душевный подъем, когда Крым вернулся в состав России! Люди по собственному почину вывешивали на балконах флаги. А мои продавщицы искренне радовались успехам русского оружия в Сирии.

Но этого недостаточно. Нашему человеку необходимо большое дело. Общее, всенародное. Причастность к которому способствует росту и самого человека. А потребление — ничему не способствует, хотя и дает сиюминутные радости, их, разумеется, нельзя игнорировать. Приличный уровень потребления нужен и должен быть обеспечен каждому.

«Хорошо жить» — по-нашему, значит участвовать в чем-то значимом. Бывший белорусский партизан, подполковник Орловский, прототип героя знаменитого фильма «Председатель», именно так и сформулировал в письме Сталину: «Материально я живу очень хорошо. Морально — плохо». И просил послать его, инвалида, поднимать родной колхоз «Красный партизан». Кто-то скажет: совковая агитка. Но вы сами вспомните, когда испытывали ощущение наибольшей полноты жизни. Спросите у других. Очень многие люди, листая прожитое, отмечают: лучшее время было вовсе не на максимуме дохода, а тогда, когда ощущал себя причастным к важному делу и верил в него.

К сожалению, сегодня никакого объединяющего дела нет. И это нехорошо: нельзя разочаровывать народ. Начинанием, которое организовать под силу лишь государству, могли бы стать новая индустриализация, техническое перевооружение, освоение огромной территории. Обрабатывающая промышленность — это, кстати, и есть самый надежный источник богатства нации.

Вот такие вопросы стоят в повестке дня нашей народной жизни. А мы все о снятии санкций.

Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции