Карты и контуры

Станислав СМАГИН, публицист

23.11.2016

Состоялся «Всероссийский географический диктант». После успешной премьеры в прошлом ноябре мероприятие решено было сделать ежегодным.

Главной ареной стал МГУ, всего же задействовали более 1700 площадок во всех 85 регионах страны, не говоря уже об онлайн-версиях. Число участников ощутимо превысило показатели 2015-го. Проверили знания: министр обороны Сергей Шойгу — президент Русского географического общества (РГО), под эгидой которого проходил диктант, легендарные спортсмены Вячеслав Фетисов и Елена Исинбаева, популярный телеведущий Николай Дроздов. Результаты, которые, к слову, помогут составить список рекомендаций для школьных учебников, организаторы обещают огласить в конце декабря.

Важность географии переоценить невозможно. При всем значении, которое имеют культурные, религиозные и цивилизационные факторы, именно география во многом определяет вектор жизни страны при любом режиме и строе, закладывает фундамент ее успехов и неудач. И применительно к нашей Родине — ее положение на карте и ресурсы не раз становились причиной военных конфликтов. Кстати, на культурно-цивилизационную повестку география тоже воздействует напрямую — вот и крещение Руси по византийскому обряду, принятое от Константинопольской церкви, случилось во‑многом из-за необходимости торгово-экономических и политических связей с ромейцами.

Иной скажет, в XXI веке важны не границы и территории, а люди и мозги. Позвольте, если границы потеряли значение, а окончательная победа глобализации объективна и неизбежна, то, получается, нет разницы, к какой губернии Всемирного Халифата, российской или украинской, будет формально относиться тот же Крым? Нет, не соглашусь. Мне, человеку весьма консервативному, но вместе с тем совсем не лишенному бунтарства (для русского такое сочетание вполне гармонично), геополитика и география представляются науками крайне важными и современными. И очень нравится идея «Географического диктанта», отмечу, предложенная на XV съезде РГО лично Владимиром Путиным.

География и познания в ней — это ведь не просто про эрудицию, хотя и в таком качестве польза вполне присутствует: при разгадывании кроссвордов, участии в викторинах, да хотя бы просто, чтобы поразить собеседника знанием столицы Мадагаскара — Ан-та-на-на-риву! География — про понимание глубинной сути мира и в первую очередь собственной страны. Вновь вернемся к тому, с чего начали: эта наука тесно и неразрывно связана с национальной культурой и менталитетом. Взять хотя бы известное с малых лет: «Слух обо мне пройдет по всей Руси великой, / И назовет меня всяк сущий в ней язык, / И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой / Тунгус, и друг степей калмык». Чтобы по-настоящему понять размах пушкинской мысли, надо хотя бы приблизительно представлять, какое расстояние отделяет друг от друга финна, калмыка и тунгуса…

Вообще русская литература, включая ее школьный курс, пронизана географическими образами, причем не автономными, второстепенными и лишь декорирующими основное содержание, — топонимы часто это содержание как раз и определяют: от «Путешествия из Петербурга в Москву» до «Выдь на Волгу: чей стон раздается / Над великою русской рекой?». И, если вдуматься, не так уж неправа и карикатурна учительница географии из «Денискиных рассказов», которая, замещая приболевшую словесницу, комментировала отрывок из поэмы «Полтава». Помните?

«…Пойми же ты, что в словах «Тиха украинская ночь» удивительно тонко подмечено, что Украина находится в стороне от центра перемещения континентальных масс воздуха. Вот что тебе нужно понимать и знать, Кораблев! Договорились? Читай дальше!.. Ну что ты, как попка, затвердил: «Прозрачно небо, прозрачно небо». Заладил. А ведь в этих двух словах скрыто огромное содержание. В этих двух, как бы ничего не значащих словах Пушкин рассказал нам, что количество выпадающих осадков в этом районе весьма незначительно, благодаря чему мы и можем наблюдать безоблачное небо. Теперь ты понимаешь, какова сила пушкинского таланта?»

Что понравилось в диктанте — его вопросы, весьма интересно и грамотно составленные, помогают ощутить как масштабы и величие России, так и принадлежность людей, находящихся в разных уголках гигантского государства, к одной нации. Вот, к примеру, из прошлогоднего диктанта: «Какие дата и время на часах у туриста, поднимающегося к вершине Ключевской Сопки, когда на часах у его друга, отдыхающего на Куршской косе, 22 часа 31 мая?» Тут сразу и масштабы, и сопричастность, и незримая национальная связь, и теплота отношений: друг, а не просто соотечественник.

Еще одна симпатичная черта — «Географический диктант» как частный случай здорового консерватизма не «прогибается под изменчивый мир», а, наоборот, ставит себе на службу модные веяния и социальные тенденции. Ведь он является одновременно и флешмобом, и великолепным поводом для светской активности и обсуждения в соцсетях. Когда несколько лет назад обрел популярность «Тотальный диктант», проверявший знания русского языка, молодежь, в том числе и не самая внешне высокоинтеллектуальная, горячо обсуждала: «А ты ходил? А я ходила! Как впечатления? В следующий раз пойдешь?» — и т.д., и т.п. Вот и «Географический диктант» потихоньку набирает схожие обороты. Да, немалому числу участников горделиво-кокетливого селфи с готовым заданием в Инстаграме окажется вполне достаточно: миссия выполнена. Но кому-то потом захочется еще и похвалиться результатами — так что нужно, чтобы было чем. Эдак, дай Господь, в долгосрочной перспективе вновь войдет в моду быть по-настоящему образованным…

Поэтому неудивительно, что начинание Русского географического общества многим по душе. И даже хорошо, что оно пока демонстрирует не только успехи, но и серьезные проблемы в сфере образования и формирования интеллектуального багажа граждан. Очень показательно — к чему приводит многолетняя кропотливая работа по отмене знаний вообще (привет, «квалифицированные потребители» экс-министра Фурсенко) и географических знаний в частности.


Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции