Ставим на «Поток»

Станислав ТАРАСОВ, политолог

13.10.2016

Завершившаяся специальная сессия Мирового энергетического конгресса в Стамбуле, в работе которой принимал участие Владимир Путин, — событие, конечно, важное, но, признаем честно, не уровня главы одной из мировых держав. Ясно, что у российского президента была особая цель посетить форум — диалог с Реджепом Эрдоганом. Можно считать, это был ответный визит. Напомним, в августе османский лидер прилетал в Санкт-Петербург с извинениями за инцидент 24 ноября 2015 года — тогда турецкий F-16 сбил наш Су-24. Анкара продемонстрировала желание перевернуть кризисную страницу, восстановить торгово-экономические связи и, что очень важно, давала понять о готовности сотрудничать по широкой международной и региональной проблематике. Тем более, что страна пережила неудавшийся госпереворот, в ходе которого так и не получила ожидаемой поддержки от западных партнеров, прежде всего США. Да и сейчас в Турции неспокойно — она подвергается террористическим атакам ИГИЛ (чья деятельность запрещена в РФ) уже на своей территории. В этом смысле встреча в Стамбуле призвана содействовать дальнейшему возрождению утраченного политического доверия, без чего невозможно выстраивание общего маневра на Ближнем Востоке. Речь в первую очередь идет о возможностях скорейшего урегулирования сирийского кризиса не только силовыми, но и дипломатическими средствами, где вклад Анкары может стать весомым. 

Процесс нормализации отношений базируется на восстановлении и наращивании экономического и инвестиционного сотрудничества, реализации стратегических планов в области энергетики. Надо понимать, что таковые замыслы могут осуществляться лишь на долгосрочной основе, когда стороны хорошо представляют, куда и как могут развернуться события в регионе, перегруженном этническими и геополитическими проблемами. Не случайно как в Турции, так и в России некоторые эксперты призывают более осторожно относиться к скоординированным программам длительного характера. Но ведь ранее Путину и Эрдогану уже удавалось прийти к соглашению о подобных начинаниях. Так что была бы высочайшая воля. 

В Стамбуле главы государств договорились о возобновлении проекта «Турецкий поток», отмене ограничений на поставку в РФ продукции местного сельхозпроизводства, определились по АЭС «Аккую». Ограничится ли только этим — посмотрим. Пока же, когда Эрдоган заявляет, что намерен «вывести отношения с Россией на прежний и даже более высокий уровень», многие в Турции усматривают в этом скорее экономический, а не политический или военный аспект. Но оставить их за скобками уже не получится — хотя бы потому, что статус нашей страны на Ближнем Востоке в последние годы резко изменился, она без преувеличения стала самой влиятельной державой, по крайней мере касательно разрешения сирийского вопроса. Да и в других — достаточно вспомнить, как мгновенно подскочили нефтяные котировки в ответ на сделанное в ходе работы конгресса заявление Путина о том, что Россия готова присоединиться к совместным мерам с ОПЕК по ограничению добычи углеводородного сырья.

Рациональный смысл новой стратегии Москвы может усматриваться в возможностях использовать Турцию внутри возглавляемой США международной коалиции по борьбе с ИГИЛ. Например, через практическую договоренность о совместных действиях на сирийском направлении. Это, конечно, не союз, но все же такой сценарий приобретает особое значение в ситуации, когда отношения с Вашингтоном охладели до опасного предела. 

Недаром наш президент провел встречу с Эрдоганом при участии представителей турецкого правительства и генштаба. «И Россия, и Турция выступают за скорейшее прекращение кровопролития в Сирии,.. нужно как можно быстрее перейти к политическому процессу урегулирования», — заявил по итогам переговоров Владимир Путин. «Мы дали указания, — продолжил Эрдоган. — Наши ведомства пойдут на контакт, будут обсуждать по линии военных, по линии разведки, по линии министерств иностранных дел. И в результате будет выбрана стратегия». 

Так что остается ждать дальнейшего развития событий. Восток в очередной раз продемонстрировал свою тонкость. В отличие от Запада, представитель которого, уходящий президент Франции Франсуа Олланд, совершил явный просчет, неумелой риторикой вынудив Путина отказаться от запланированного ранее визита. Теперь МИД страны проклятых королей пытается отыграть ситуацию. Безуспешно. Москва же продолжает отстраивать южный коридор. На 14 октября запланировано участие Путина в сессии Совета коллективной безопасности ОДКБ в Армении, где будет обсуждаться вопрос противостояния терроризму, а затем российский лидер вылетит в Индию, являющуюся крупнейшим клиентом Рособоронэкспорта.


Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции