Реальность и мифы Бориса Ельцина

Владимир ХОМЯКОВ, сопредседатель движения «Народный Собор»

09.06.2016

Ровно четверть века назад, 12 июня 1991 года, впервые был избран президент России. Ельцин, бесспорно, навсегда вошел в историю. Относиться к нему и его деяниям можно по-разному, главное — уметь отделять реальность от мифов. А их вокруг личности Бориса Николаевича соткано немало. Начать хотя бы с мифа о детстве и юности со школьными исключениями и «волчьими билетами». Что почему-то не помешало бунтарю не просто вступить в КПСС, но и достаточно быстро сделать карьеру. Кстати, именно Ельцин, будучи первым секретарем Свердловского обкома, исключительно по собственной инициативе, дабы обратить на себя внимание ЦК, распорядился снести дом Ипатьева, в котором расстреляли императорскую семью. Благодаря подобным инициативам он был замечен и выдвинут «наверх».

Середина 80-х. Перестройка. Ельцин, теперь уже демократ и антикоммунист, поставлен Горбачевым «на княжение» в Москву. И снова миф — о том, как он бок о бок с простым народом ездит в трамвае и гоняет номенклатурное жулье, за что получает знаменитое «Борис, ты не прав!» и отставку. Да, «чистки» Ельцин действительно проводил. Но на освободившиеся места втыкал своих — свердловских. Их тогда метко окрестили «уральскими сувенирами». И с поездками в трамвае не все так просто: прокатился однажды несколько остановок «под телесъемку» в чисто рекламных целях. Только и всего.

1991-й — время очередного мифа. О Ельцине, который в одиночку восстал против ГКЧП, «свергнувшего законного президента Горбачева», и победил. Правда, как-то за скобками остается тот факт, что «спаситель» позабыл вернуть бывшему генсеку президентское кресло и сел в него сам, что не очень вяжется с образом благородного героя. Но это мелочи, по-хорошему за скобками нужно оставить вообще всяческие разговоры о благородстве. На мой взгляд, перед нами простейшая политическая двухходовка. Западу требовалось заменить Горбачева на кого-то, с одной стороны, более решительного, с другой — более послушного, кто будет в состоянии окончательно развалить СССР, полностью лишить Россию суверенитета и раздать «нужным людям» общенародную собственность. Ельцин подходил, но вариант, чтобы он так просто, с «партийной прямотой» сверг обожаемого на Западе Горби, для международной общественности не годился. И когда возник ГКЧП (еще вопрос — сам ли?), стало ясно, что лучшей «прокладки» не найти. Получилось все очень красиво: ГКЧП низвергает Горбачева, демократ Ельцин прогоняет «путчистов», освобождает Горби и... занимает его кабинет. Вроде как все само собой вышло.

Советского Союза больше нет. Есть независимая Россия. И новая страница в книге мифов о Ельцине. Якобы первый избранный президент обеспечил относительно бескровный распад СССР, который «был неизбежен». В реальности же, по оценкам многих историков, экономистов и политологов, пожалуй, никто (если не считать Горбачева), не сделал для распада СССР больше, чем Ельцин. Еще 12 июня 1990-го Съезд народных депутатов РФ под его председательством принимает Декларацию о государственном суверенитете РСФСР. Позднее именно он, играя на банальном национализме и эгоизме, исключительно из популистских соображений, не принимая во внимание ни экономических, ни геополитических факторов, призвал «перестать кормить» остальные 14 республик, обещал россиянам безбедную жизнь за счет нефтегазовых ресурсов. Итог — противоречащее решению общесоюзного референдума «Беловежское соглашение» от 8 декабря 1991 года, заявляющее, что «Союз ССР, как субъект международного права и геополитическая реальность, прекращает свое существование». Именно отсюда ведут начало и конфликт в Приднестровье, и две чеченские войны, и Карабах, и нынешняя кровавая смута на Украине...

Грозовой 1993-й. Танки на улицах Москвы, расстрел парламента, сотни погибших. И миф о том, как Ельцин дал России демократию, Конституцию, рыночную экономику и подавил «красно-коричневый путч». На самом деле, избранный президент Ельцин волевым решением разогнал вышестоящий по отношению к нему Верховный Совет и Съезд народных депутатов, а заодно Конституционный суд, отменил действие легитимной Конституции и перестрелял ее защитников. После чего, фактически в условиях единоличной диктатуры, «принял» свой вариант Основного закона, параллельно проведя выборы в Госдуму. 

На выборах 1996 года останавливаться не будем, хотя разговоры на тему, насколько чистой была победа Бориса Николаевича, не стихнут еще долго. Последняя глава в нашей «книге мифов» — о том, что Путин — преемник Ельцина. Да, уходящий президент выдвинул на свое место именно Путина, ставшего на тот момент символом сопротивления вторжению «дудаевцев» в российский Дагестан. Почему — загадка. Возможно, понял, что политика заигрывания с Западом завела страну в тупик и на передний план надо вывести того, у кого достанет политической воли изменить гибельный курс. 

Сегодня практически все, что делает Путин, что декларирует в качестве ценностей и государственных приоритетов, — абсолютно противоположно тому, что делал и декларировал Ельцин. Никто не говорит о поругании, о вычеркивании страниц истории, о гонениях на сподвижников — Боже упаси, они и сейчас вполне при деле. Но хватит жить мифами. Чем скорее и окончательнее уведет Россию ее нынешний президент с пути предшественника, тем больше шансов, что у страны и наших детей будет нормальное будущее.


Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции