Не так страшны санкции...

Андрей БУНИЧ, президент Союза предпринимателей и арендаторов России

31.03.2016

Соединенные Штаты продлили санкции против России. Ничего удивительного. Они будут продлеваться и впредь, в том или ином виде. Европа может пойти на их отмену, США — никогда. Потому что санкции им выгодны, а политика Америки всегда строится вокруг выгоды. Взаимные уступки, учет интересов, прочие аксиомы цивилизованной мировой дипломатии — не для Вашингтона писаны. 

Сейчас Америке выгодно расколоть Россию и Европу. Старый Свет пугают «русской угрозой» и заставляют оплачивать немалые счета за обеспечение своей безопасности — размещение вооружений и воинского контингента НАТО, создание соответствующей инфраструктуры. Львиная доля «платы за страх» поступает в США. Есть у Вашингтона и более масштабная задача: найти рынки сбыта для своих энергоносителей — сланцевого газа и нефти. Европа в этом отношении — идеальная площадка: гарантированная, управляемая и перспективная. 

Некоторые эксперты считают, что экономическая нестабильность в России невыгодна мировой финансовой системе: может возникнуть эффект домино. Мол, в Европе и Америке сейчас стараются даже самый средний банк уберечь от банкротства, чтобы не пошла цепная реакция. Получается, нужно и России помочь, не дать ей оказаться в сложном положении. Однако на Западе придерживаются другой точки зрения.

На самом деле, если у России возникают финансовые трудности, это подогревает американский, английский и европейские индексы. Любая наша осечка там воспринимается не иначе как позитивная новость. Ведь именно развал Советского Союза стимулировал достаточно длительный подъем США в 90-е годы. Да, это было в немалой степени связано и с технологическими изменениями, с появлением интернета, с так называемым «пузырем доткомов». Но началось-то с развала СССР. И сейчас в Штатах не против, чтобы опять возникло что-то подобное. Нестабильность на Ближнем Востоке и постсоветском пространстве стимулирует вывод денег в Европу, а проблемы из-за беженцев и внутренних трудностей способствуют перетоку финансов из Старого Света в Америку. Так что чем хуже для других, тем лучше для США. 

Что касается России, то нынешние санкции не критичны для отечественной экономики. Правда, нужно отметить, что неблагоприятный режим включен еще не на полную мощность. Вот, например, санкции, аналогичные тем, что были направлены против Ирана, могли бы стать опасными — перекрытие финансовых расчетов, системы СВИФТ, блокировка энергетического экспорта. Но до этого, я думаю, не дойдет. Россия обладает серьезным военно-политическим потенциалом — иногда это тоже становится инструментом в экономическом диалоге.

Санкциям уделяется слишком много внимания, значительно больше, чем они заслуживают. Это делается, чтобы оправдать отсутствие системного подхода к развитию экономики. Сейчас закрылись только некоторые каналы финансирования с Запада, да и те избыточные, на мой взгляд. Мы и так назанимали слишком много. У многих наших компаний образовались долги. Технологический же импорт в Россию не перекрыт — он идет, в частности, через третьи страны.  

За два года санкций можно было представить перспективный план развития экономики — какие отрасли поднимать, в каких регионах. Это должен быть масштабный план — как  ГОЭЛРО. Такого пока не разработали. Но отдельные секторы развиваются. Например, агропром не упал и имеет высокий потенциал.  В сельском хозяйстве и в пищевой промышленности мы можем себя полностью обеспечить и даже экспортировать продукцию. Хорошо поднялся за эти годы ВПК. Осуществляются поставки на мировой рынок, открываются новые предприятия. Россия является одним из ключевых поставщиков товаров в мире. Предприятия не сидят на дотациях, а сами себя окупают. Выполняют не только госзаказ, но и экспортные поставки — как говорится, опираются на обе ноги, это дает устойчивость. Есть потенциал и у машиностроения. Надо развивать производство товаров народного потребления на местных предприятиях, дать развернуться малому и среднему бизнесу. Проблема в том, что структурно экономика пока остается такой же, какой она была до 2014 года. Но ничего не предрешено и не фатально.

Если ничего не делать, а ждать скачка нефтяных цен или просто урезать расходы, призывая жить с затянутыми поясами, — это путь в никуда. Мол, надо пересидеть, а потом все наладится. Само — не наладится. Если будем просто ждать, люди будут жить все хуже и хуже. Если же появится реальное стимулирование экономики, продуманный план, учитывающий взаимосвязь бюджетной и денежно-кредитной политики — тогда мы пройдем через санкции. Участники хозяйственной деятельности должны видеть перспективу.

Ее должно видеть и все население. Риски по-прежнему велики. Из-за трудностей в экономике возможна и политическая нестабильность, хаотизация по ближневосточному или украинскому сценарию. Чтобы этого избежать, экономическую политику необходимо вывести на другой уровень. Люди готовы терпеть, если они знают, что через несколько лет все наладится, они станут жить лучше. А если будет только хуже, начнется уныние и апатия. И это благодатная почва для экстремистских сил.

Говорят, экономические реформы всегда непопулярны. Не соглашусь. Реформы могут быть популярными, если они предлагают контроль над монополиями, освобождение людей от избыточных платежей, стимулирование внутреннего спроса — это вызовет поддержку населения.


Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции