Постоять за свое

Антон КРЫЛОВ, журналист

26.01.2016

Русофобия представителей самозваной «интеллектуальной элиты» — ​не новость. И даже не что-то, специфически присущее России. В США богема из Нью-Йорка и Калифорнии презирает так называемых «реднеков» («красношеих») — ​выходцев из центральных и южных штатов; британские выпускники закрытых школ надменно относятся не только к провинциалам, но и к коренным лондонским «кокни».

Но никогда нельзя предсказать, что станет поводом для новой крупной вспышки русофобии. Судя по истории с «очередью на Серова», любой информационный повод можно повернуть так, чтобы условный «интеллигент», а точнее «образованец», почувствовал необходимость написать нечто презрительное о согражданах.

Хотя слово «интеллигент» практически утратило изначальный смысл, превратившись в синоним слова «сноб», все равно есть мастодонты, с честью несущие звание русской интеллигенции (независимо от своего этнического происхождения). А вот в случае с «образованцем» все понятно сразу. Этот человек полагает, что, обогнав своих одноклассников на несколько прочитанных книг, он ворвался в мировую интеллектуальную элиту и теперь обладает законным правом презирать всех, кто не читал, к примеру, Мераба Мамардашвили или Айн Рэнд.

Подобно тому, как нувориши представляют собой самый омерзительный тип богача, так и «образованцы» являются карикатурами на настоящих интеллектуалов. Дело в обоих случаях в недостаточном уровне внутренней культуры, который не зависит ни от предпринимательской жилки, ни от начитанности, ни от уровня аналитического мышления. Внутренняя культура и уважение к другим людям либо есть, либо нет, и совершенно не важно, где человек рос и учился, чего достиг.

Выставка великого русского художника Валентина Серова действительно стала событием в культурной жизни Москвы. Очереди тянулись с момента открытия в октябре, хотя и случались дни, когда можно было пройти относительно свободно. Перед закрытием, естественно, случился ажиотаж, подогретый сообщениями о том, что выставку посетил Владимир Путин. Из-за огрехов организаторов повредили дверь. И понеслось…

Мысль о том, что благодаря телевидению люди узнали о выставке (или вспомнили о ее скором закрытии) оказалась слишком сложной для «образованцев». Начались комментарии: «Северная Корея», «вслед за вождем» и так далее. Когда очередь к христианским святыням растягивается на километры — ​это гуд, «плебсу» положено быть религиозным. Но когда стоят на Серова, у «образованца» заклинивает мозг. Ибо его мышление достаточно примитивно и состоит из наглухо вбитых клише. Так не бывает, это фантастика. Обида на слом привычной картины мира приводит к каким-то запредельным выбросам агрессии.

Апофеозом когнитивного диссонанса стала запись в «Фейсбуке» одной из журналисток «Эха Москвы»: «Я стояла в очереди в Макдональдс, в той самой, в первой очереди, зимой 90-го года! И поверьте, дети, это была не давка за гамбургерами, не очередь за американской хавкой — ​это была очередь за свободой. Открытие Макдональдса в мрачной, холодной, голодной Москве — ​это была акция не столько гуманитарная, сколько гуманистическая, нас включали в свободный цивилизованный мир, признавали нас его полноправными гражданами».

Выглядит как самопародия, но, судя по комментариям, автор совершенно серьезна. Позорная давка за бутербродами в 90-м году — ​оказывается, путь к свободе. А совершенно нормальная, естественная для любого мегаполиса очередь на выставку — ​что-то из ряда вон. «Быдло думает, что им там Стаса Михайлова покажут».

Не знаю, надо ли в сотый раз повторять, что многочасовые очереди стоят в большинство известных музеев мира. И в Москве на привозные выставки стояли всегда, при любом политическом режиме и в любую погоду. И да, это привозная выставка: помимо знакомой «образованцам» «Девочки с персиками» из постоянного собрания Третьяковки, там есть картины из частных коллекций, которые теперь неизвестно когда снова будут выставлены на всеобщее обозрение.

Есть ли смысл о чем-то говорить с людьми, считающими фастфуд символом свободы? Есть ли смысл пытаться что-то объяснить тем, кто утверждает, будто мы идем на Серова, дабы «потешить имперские комплексы», а на выставку «Романтический реализм» ломились из-за «ностальгии по совку»?

Можно ли в принципе победить русофобию «образованцев», или она присуща им имманентно, и единственное, что следует сделать, — ​объявить им бойкот, подобно тому, как бойкотируют расистов и нацистов? Ведь ненависть к собственному народу ничуть не отличается от ненависти к чужому, она даже более разрушительна.

Нормальные люди могут только порадоваться тому, что в морозную зиму 2016-го мы наблюдаем очереди не за гамбургерами, а за настоящим искусством. И считающие это неправильным находятся в маргинальном меньшинстве — ​пусть они этого пока и не поняли.

У Третьяковки запланировано немало интересных выставок, хотелось бы, чтобы мировые тенденции организации доступа граждан перенимались активнее, а МЧС не приходилось отпаивать чаем уставших «очередников». Ведь очень просто продавать электронные билеты с определенным временем входа — ​руководство Третьяковки обещает, что это будет сделано уже на открывающейся в июле выставке Айвазовского. Очень просто рассчитать проходимость залов и поставить табличку с предполагаемым временем ожидания. А в здании на Крымском Валу, кстати, столько места, что при желании можно было бы разместить всю очередь внутри…

Время, о котором мечтал Некрасов: «Когда мужик не Блюхера, / И не милорда глупого — ​/ Белинского и Гоголя / С базара понесет», похоже, наконец, настало. Задача издателей — ​обеспечить достаточное количество тиражей, задача общества — ​отправить на помойку истории «образованцев», считающих, что никто, кроме них, «Белинского и Гоголя» с базара носить не имеет права.


Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции